Этап деления класса на творческие группы, выбор ролей
Группа ИКС делит класс на группы для «судебного заседания» (приемы: по желанию ребят, по совету группы ИКС и учителя).
1 группа: обвиняемый, прокурор (для обвинения), адвокат (для защиты), 3 судьи (для ведения заседания), секретарь суда;
2 группа: суд присяжных (количество присяжных – в игровом варианте, к примеру, 3 человека, для вынесения вердикта до приговора суда);
3 и 4 группы: свидетели (от3 до 5 человек в каждой) определяется из числа сторонников и противников обвиняемого; одна группа – со стороны защиты обвиняемого, другая – со стороны обвинения;
5 группа: оформители (готовят зал для судебного заседания, помогают «героям» игры в создании внешнего образа, костюмировании, подбирают музыкальное сопровождение);
6 группа: наблюдатели (готовят листы оценивания для урока – игры),
7 группа: информаторы (готовят информацию о суде, его решении, об игре в целом и индивидуальном участии в ней). Это – либо летописцы, либо архивариусы, либо авторы мемуаров, либо современные журналисты; в зависимости от ожидаемых результатов, учащиеся выбирают себе роль в этой группе. (Возможны дополнительные роли в игре по типу «от автора», « слово эксперту», «слово специалисту», «слово современнику» и др.).
4. Этап консультаций.
Учитель и группа ИКС проводят общую консультацию и по необходимости - индивидуальные.
А) Каждому участнику игры советуют:
- подготовиться к своей роли (из каких источников: литературных, электронных носителей можно почерпнуть необходимую информацию, как точнее представить образ «своего героя»);
- выразить ценностное отношение от лица «героя» к реалиям жизни;
- вести себя на суде от первого лица и в настоящем времени;
- выглядеть на суде соответственно роли « героя»;
- в ходе игры – выдерживать роль до конца игры, даже если «иссякли» знания (проявляя смекалку, находчивость, прибегая к приемам импровизации, имитации).
Б) Отдельным группам предлагается:
обвиняемому хорошо изучить «свою жизнь и деятельность», свои ценности, быть готовым поведать о себе на суде и ответить на вопросы;
судьям – изучить «обстоятельства судебного дела», подготовить вопросы, которые они могли бы задать обвиняемому и свидетелям (в том числе и ценностного характера), ознакомиться с процедурой судебного заседания или подготовить ее; подготовить возможные варианты приговора суда;
секретарю – ознакомиться со своими обязанностями (произносить фразу «Суд идет!», предъявлять суду вещественные или письменные доказательства, которыми располагает суд);
прокурору – подготовить «компромат» на обвиняемого и вопросы свидетелям с «обеих сторон»; адвокату – подготовить речь защиты и вопросы свидетелям, обвиняемому; присяжным– знать свою роль на суде исодержание вердикта;
свидетелям – «знать свою жизнь и свои ценности», быть готовым ответить на вопросы судей, адвоката, прокурора;
оформителям – придумать оформление для урока суда.
Необходимый игровой комплект:
место для судей – длинный стол, покрытый сукном, деревянный молоточек;
место для присяжных;
место для секретаря (ближе к судьям);
место для выступлений – кафедра или «трибуна»;
место для обвиняемого;
места с противоположных сторон для прокурора и адвоката;
места для свидетелей соответственно: ближе к прокурору – сторона обвинения, ближе к адвокату – сторона защиты;
таблички: «судьи», Ф.И.О. каждого судьи, «присяжные заседатели», «секретарь», « обвиняемый», «прокурор», «адвокат», «летописцы» или др., «наблюдатели».
Оформители консультируют играющих и помогают им по поводу костюмирования (к примеру, большинство «героев» выступает в париках). Они же подбирают необходимое музыкальное сопровождение, если посчитают его необходимым для игры;
наблюдатели – выбирают форму оценивания, разработать критерии для оценивания и определить баллы за них, подготовить листы оценивания.
информаторы – выбирают форму информирования школьной общественности об игровом судебном заседании, распределяют и готовят роли в своей группе, необходимые ресурсы.