Б3.В13. Практикум по культуре речевого общения
Дисциплина: Практикум по культуре речевого общения
Автор:Титова Е.А.
Направление подготовки: педагогическое образование (бакалавриат)
Профиль: Иностранный язык
Курс: IV
Форма обучения: очная
Трудоемкость: 3 ЗЕТ
Семестр: 5-6
Форма аттестации: зачет
Содержание:
Содержание тем, которые рассматриваются в курсе, выбирается из тех тем, которые освоены студентами к началу 7-го семестра в рамках курса «Практика устной и письменной речи», с учетом интересов студентов и требованиями ФГОС к уровню овладения иностранным языком. Это могут быть также повседневные ситуации, дискуссионные, проблемные темы, актуальные в конкретный период времени в стране изучаемого языка, своей стране, регионе, городе.
В рамках курса студенты практикуют речевое общение в следующих формах:
- диалогическая речь (дискуссии, дебаты и др.);
- монологическая речь (презентации, подготовка речи/доклада, защита проекта, проведение экскурсии, создание репортажей для телевидения и др.);
- письменная речь (написание историй, сюжетов/статей для журналов/газет, реферирование немецкоязычных статей и др.);
- письменная коммуникация в интернете (форумы как форма отложенного во времени диалога, блоги, комментирование и др.);
- профессиональное общение (общение с работодателями, формы коммуникации в школе, в т.ч. речь учителя на уроке и др.)
- перевод письменный и устный (практические задания на основе изученной теории в других курсах).
Отдельное внимание в курсе посвящено систематизации, тренировке разнообразных речевых клише. Обсуждения в курсе по всем темам строятся с учетом аспектов межкультурного взаимодействия, межкультурной коммуникации. Курс, в целом, построен на использовании интерактивных форм работы.
Компетентности, на формирование которых нацелен курс:
1. Общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
2. Профессиональные (ПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).
3. Специальные (СК)
- владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке (СК-1);
- способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке (СК-2);
- умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3);
- умеет организовать различные формы взаимодействия и сотрудничества учащихся на уроке и во внеучебной работе (СК11);
- умеет эффективно осуществлять общение с обучающимися, их родителями и коллегами, с участниками культурно-просветительской деятельности, владеть речевой культурой и культурой поведения, уметь развивать такую культуру у обучающихся (СК14).
Промежуточные формы контроля:
- письменные проверочные работы на усвоение лексико-грамматического материала, речевых клише в рамках изученных тем в форме тестов, тестов с пропусками, эссе и др.
- участие во всех формах организации речевого общения в рамках занятий с использованием различных видов речевой деятельности (дискуссия, дебаты, презентация, создание статьи / художественного сюжета и др.)
Общая итоговая оценка по курсу/критерии оценки:
Итоговая оценка по курсу выставляется на основе:
- промежуточных форм контроля
- защиты проекта по выбранной тематике / организации речевого общения с использованием одного из видов речевой деятельности.
Основными критериями оценки являются критерии, предъявляемые к организации данного вида речевого общения, а также актуальность идеи, качество ее реализации, проработанность материала, самостоятельность и др.