Литературоведческая пропедевтика
· накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
· осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
· выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
· формирование представлений о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические);
· введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, стихотворение, рассказ, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня;
· обучение восприятию точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
· формирование элементарных понятий о рифме и лирическом герое.
Коммуникативное и речевое развитие
Развитие устной речи:
· обучение подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
· обучение выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
· обучение устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
· обучение составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану;
· обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи;
· заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста;
· работа над пониманием образных выражений, используемых в тексте, переносного значения слов и словосочетаний;
· толкование с помощью учителя непонятных слов и выражений через контекст, словообразовательный и морфемный анализ;
· совершенствование звуковой культуры речи, овладение литературным произношением слов
Коммуникативное развитие:
· формирование умения формулировать вопросы и обращаться с ними к партнеру по общению соблюдая речевой этикет;
· работа над умением выразить свое отношение к прочитанному, герою, ситуации, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;
· выработка умения оценивать содержательную и эмоциональную стороны высказывания других учеников, соотносить со своим мнением и отношением, дополнять их ответы или высказывать другую точку зрения;
· работа над умением отбирать необходимые факты, эпизоды, элементы характеристик героев для доказательства своего мнения по поводу прочитанного или прослушанного.
Развитие письменной речи.
· развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения- миниатюры о сказочных героях.
IY КЛАСС (105 часов)
Круг детского чтения
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины
Рекомендуемый список произведений:
«Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Загадки
Рекомендуемый список произведений:
Загадки-описания свойств, признаков предмета, загадки-противопоставления, загадки-вопросы, загадки-сравнения. загадки-описания действий предмета.
«Старик-годовик» В. Даль – загадка-сказка.
Сказки
Рекомендуемый список произведений:
«Подарки феи» Ш. Перро, «Конек-Горбунок» П. Ершов, «Лягушка-путешественница»В.Гаршин, «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка) С. Маршак.
Пословицы
Рекомендуемый список произведений:
Пословицы о Родине, о труде, о человеке, о природе и временах года, о смелости, о знании и учении, о книге, о дружбе.
Скороговорки
Рекомендуемый список произведений:
БАСНИ
Рекомендуемый список произведений:
«Лисица и виноград» Эзоп, «Ворона и лисица» И.Крылов, «Волк и ягненок» И. Крылов, «Стрекоза и муравей» И.Крылов, «Квартет» И. Крылов..