Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школьной жизни
Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.
Согласно Л.И. Божович, показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция школьника" - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и со сверстниками.
Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:
освоение нового школьного пространства;
выработка нового режима дня;
вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;
установление взаимоотношений с учителем;
построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.
По словам В.В. Давыдова, первый тип трудностей, испытываемых первоклассниками, связан с особенностями нового школьного режима (вовремя просыпаться, не пропускать занятия, сидеть спокойно на уроках, выполнять домашние задания и т.д.). Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни ребенка, контролировали их выполнение.
Второй тип трудностей обусловлен характером взаимоотношений с учителем, с одноклассниками, с членами семьи.
Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. По словам В.С. Мухиной, учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивающий его поведение, создает условия для социализации поведения младшего школьника в пространстве обязанностей и прав. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся, учитывать их индивидуальные особенности для выбора того или иного способа воздействия.
Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается на особенностях их первого впечатления о другом человеке, которое отличается ориентацией на внешние признаки: физический облик и его оформление являются для первоклассников "каркасом", на котором выстраивается образ другого человека.
Учитель должен обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять внимание своему костюму.
В первые месяцы пребывания в школе учитель должен привить ученику чувство того, что класс - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников.
У первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений - каждый из учащихся пока еще "сам по себе", контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Хрестоматийным является эпизод из жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: "Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику".
В первом классе восприятие сверстника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (сидят за одной партой, живут поблизости).
К 10-11 годам приобретают значимость личностные качества учащегося - доброта, честность, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, организаторские способности.
Дома первоклассник должен считаться с интересами и заботами других членов семьи во избежание возникновения своеобразного ученического эгоизма "школьного труженика", когда ребенок начинает узурпировать свое положение, диктовать семье тот уклад домашней жизни, в центре которого находятся он - школьник. В то же время родители должны с уважением воспринимать и удовлетворять права ребенка (отвести место для выполнения домашних заданий, считаться с режимом дня школьника).
Как отмечает В.В. Давыдов, к середине учебного года у многих первоклассников по мере привыкания к внешним атрибутам школы гаснет первоначальная тяга к учению, наступают апатия и безразличие. Способом предупреждения "насыщения" учением является постановка учителем достаточно сложных учебно-познавательных задач, постановка системы заданий, требующих активного выяснения путей и средств их решения.
В первые месяцы обучения особенно опасно требовать от учеников простого запоминания тех или иных сведений без должного понимания их необходимости и условий применения, чтобы не упустить из-под контроля важный момент - начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу, так как отсутствие таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе.
Действительно, мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, то есть мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Д.Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.
Период адаптации к школе (принятия учебной ситуации) при благоприятных условиях длится около 2 мес. (всю первую четверть), иногда весь первый год обучения. Родители должны помочь ребенку освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.