Психология как учебный предмет. История преподавания психологии в высшей и средней школе

История преподавания психологии в высшей школе

Преподавание психологии в XVIII -- XIX веках

В истории преподавания психологии можно выделить несколько периодов. Уставы университетов неоднократно подвергались изменению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Психология, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восстанавливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин. В курсах по красноречию и риторике также уделялось некоторое внимание вопросам психологии. Традицию в этом отношении заложил уже Ломоносов в своей книге «Риторика» -, изданной в 1748 г. Особый интерес представляло изложение учения о страстях, близкое к концепции Спинозы. В более поздних пособиях психологические аспекты рассматривались более подробно.

В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и прикладной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения. Увеличивается количество курсов по психологии, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает количество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций организуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным нововведением и практике преподавания психологии. Психология стала преподаваться как эмпирическая паука.

Отсутствовал опыт проведения занятий по этим курсам; необходимо было осваивать методику проведения демонстрационного эксперимента. От года к году эти курсы становились все более содержательными и методически совершенными.

Большое количество курсов психологии читалось не на всех факультетах, а только на философском отделении историко-филологического факультета. Хотя выделения специалистов по психологии в самостоятельную группу и не произошло, но все же входившие в философскую группу студенты фактически разделялись по направлению их интересов на философов и психологов.

Кроме лекций на курсах были организованы практические занятия, носившие характер демонстраций, а отчасти -- научных исследований.

В начале XX и. во многих высших учебных заведениях преподавались также прикладные отрасли психологии. Наряду с курсами общей и экспериментальной психологии читались курсы по педагогической, дифференциальной психологии.

В 20-30-х гг. психология развивалась в достаточно сложных социально-политических условиях. Ее развитие как учебной дисциплины после революции 1917 г. было тесно связано с общей радикальной перестройкой всей системы образования. Система университетского образования в 20-30-х и. неоднократно перестраивалась, что сказывалось на объеме и содержании курсов психологии.

Преподавание психологии во второй половине XX века

Курсы психологии читались прежде всего на философском и филологическом факультетах, а также на историческом, биологическом, юридическом, географическом и экономическом. Единство научной и учебной работы создавалось также посредством вовлечения в научную работу студентов и аспирантов, целью преподавания психологии была серьезная теоретическая подготовка специалистов и обеспечение совершенного владения методами экспериментальных исследований и эмпирической работы.

Подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.

Параллельно расширяется количество образовательных программ, в рамках которых психология изучается как дополнительная специальность, увеличивается количество психологических курсов для студентов других специальностей.

В образовательных программах базового психологического образования обычно выделяются 3 блока, которые в программах разных стран могут называться по-разному, но, в сущности, выполняют сходную функцию.

1. Основные дисциплины.

2. Дополнительные дисциплины.

3. Дисциплины общего образования.

Наши рекомендации