Самостоятельная работа учащихся. Для учителя. Произведения искусств для анализа:

Оборудование.

Для учителя. Произведения искусств для анализа:

1. Литературные — Г. Иванова, «Белые кони в поле игра­
ют» и др.

2. Произведения изобразительные искусства — репродукции
картин: Л. Щемелев, «В парке зимою», «Зима на нашей улице»;
В. Сумаров, «Элегия»; рисунки к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз
Иванович».

3. Музыкальные — «Почему медведь зимою спит» (ел. А. Ко-
валенкова, муз. Л. Книпера).

Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы изображе­ния пейзажа».

Для учащихся: белая бумага, гуашь, кисточки, тряпочки.

Оформление классной доски:

С левой стороны — плакат с надписью: «Пейзажия».

С правой стороны — рисунки к сказке «Мороз Иванович», репродукции Картин.

По центру в верхней части — тема урока.

Литература.

1. Изобразительное искусство в художественном воспитании учащихся младших классов : учебно-методическое пособие. В 4 ч. Ч. 1. Первый класс /авт. -сост. В. С. Заброцкая. Мозы^ь, 2004.

2. Мшц, Н. Д. Выяуленчае мастацтва : вучэбны дапаможнш
для 2 класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай мовай на-
вучання /Н. Д. Мшц. Мн., 1998.

3. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство (пособие для
учителя). Содержание методика и организация занятий в началь­
ной школе / Ю. А. Полуянов. М., 1997.

4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и мето­
дика его преподавания в нач. школе : учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд.,
стер. М., 2003.

План урока .,...

Организационный момент.

1.1.Проверка готовности класса к уроку.

1.2.Связь с предыдущим материалом.

2. Объяснение нового учебного материала.,

2.1.Сообщен ие темы.

2.2.Беседа о пейзаже.

2.3.Объяснение последовательности изображения зимнего
пейзажа,

Самостоятельная работа учащихся.

3.1.Краткое повторение техники безопасности при рисовании.

3.2.Творческая деятельность.

Итоги урока.

4.1.Закрепление нового материала.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнеезадание: предварительная работа.

-

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку, наличие на парте необходимого материала.

1.2. Связь с предыдущим материалом.

2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Сообщение темы.

А Я|Ц|
с   н и  
м Р О|3
л и с А  

У. Ребята, сегодня у нас будет необыч­ный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочную страну Пейзажия, а какое там время года, вам подскажет отгадка, кото­рую вы прочтете, когда разгадаете кросс­ворд. (Рис. 1.)

Рис. 1,

1. Какое животное меняет свою шуб­
ку на зиму? (Заяц,) ,;

2. Что надо готовить летом на зиму? (Сани.)

3. Обычно к нам под Новый год приходит Дед... (Мороз).

4. Голодная всю зиму бегает она, проказница хитрющая...
(лиса).

У. Вот вы и угадали. Мы отправляемся в зимнюю Пейзажию. Попасть туда нам поможет отрывок из сказки, название которой вы должны угадать. Давайте закроем глаза, и окунемся в сказоч­ное царствЪ.

«Рукодельница послушалась. Пошли они во двор. Во дворе все было бело. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и полы ледяные, а по стенам убрано снежны­ми звездочками: солнышко на них сияло, и все в доме и во дворе блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый — холодно, а делать было нече­го...» (Во время чтения отрывка звучит песня «Почему медведь зимою спит».)

— Ребята, как же называется эта сказка?
Д. «Мороз Иванович».

У. Правильно. Когда я читала отрывок, у вас были закрыты глазки. Что вы себе представили? (Рассказы детей.)

2.2. Беседа о пейзаже.

У. Ребята, сегодня мы поговорим о пейзаже. Может быть, на лесной тропинке или у обрывистого склона горы, в роще, парке вы встречали человека, который обычно несет большой плоский ящик. А в ящике кисти, краски, палитра. Его можно узнать и по тому, с каким пристальным вниманием вглядывается он в окружаю­щий мир. Этот человек — художник. Посмотрите вокруг. Зим­ний день, блестит снег, синева неба отражается в снежном покро­ве. В лесу все как будто заколдованно.

—Зачем сюда пришел художник? Он хочет нарисовать всю
эту красоту. Картина, которую он напишет, будет называться
«пейзаж».

—Пейзаж — это изображение природы: леса, поля, неба, моря.
Белорусские и зарубежные художники написали много замеча­
тельных пейзажей. Они любили свою землю и умели передавать
всю ее бесконечную красоту. Вот, например, картины «В парке
зимою» А. Щемелева, «Зима на нашей улице», «Элегия» В. Су-
марова и т. д.

—Но пейзажи рисуют не только художники. Мы сегодня тоже
будем рисовать сказочный зимний пейзаж.

2.3. Объяснение последовательности изображения зимнего
пейзажа.

Учитель показывает последовательность изображения пейза­жа на примере методической таблицы (рис. 2).

Самостоятельная работа учащихся. Для учителя. Произведения искусств для анализа: - student2.ru

Рис. 2

Самостоятельная работа учащихся.

3.1. Краткое повторение техники безопасности при рисовании:

1) не пачкать одежду;

2) работать аккуратно, не подносить гуашь и кисточку близко
к лицу.

3.2. Творческая деятельность.

У. Ребята, сегодня мы будем рисовать пейзаж по представле­
нию. Каким вы представили себе царство Мороза Ивановича,
когда я читала отрывок из сказки? .■•>;.

Д. Лес сказочный, таинственный, деревья напоминают ка­ких-то чудовищ, когда на ветвях много снега.

У. Посмотрим этапы изображения пейзажа.

Д. Сначала нужно определить на листе место для главных изображений, а после — для второстепенных.

У. В какой последовательности вы будете создавать компози­цию пейзажа в цвете?

Д. Необходимо закрасить нужным цветом небо, землю, а также наметить центральные предметы. Так постепенно прорабатываем все предметы, делаем их насыщенными, объемными.

У. Ребята, пусть музыка поможет вам создать удачную компо­зицию пейзажа.

Учитель убирает с доски наглядные пособия, кроме изображе­ний элементов дерева и пейзажа.

Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.
У.Ребята, что называется пейзажем?

Д. Это изображение природы: леса, поля, неба, моря.

У. С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?

Д. А. Щемелев, В. Сумаров.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
Учитель анализирует работы, хвалит детей за усердие, стара­
ние, при наличии ошибок указывает на них.

5. Домашнее задание:предварительная работа.

У. Ребята, на следующий урок принесите иллюстрации к сказ­ке «Зимовье зверей». Прочитайте о зимних забавах, как дети ка­таются с гор. По возможности сфотографируйте зимние виды спорта, попробуйте сделать зарисовки, прочтите литературные про­изведения на эту тему.

Самостоятельная работа учащихся. Для учителя. Произведения искусств для анализа: - student2.ru Урок 2. КАТАНИЕ С ГОР

Самостоятельная работа учащихся. Для учителя. Произведения искусств для анализа: - student2.ru

Цели:

—расширить знания о зимних видах спорта;

—развивать умение рационально использовать поверхность ли­
ста для размещения композиции, интерес к физической культуре;

—воспитывать самостоятельность.

Виды, деятельности: беседа о композиции (выбор формата, использование поверхности листа, величины изображения) на основе произведений искусства и литературы, рассказов учащих­ся; выбор сюжета; самостоятельная деятельность; анализ работ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

Для учителя. Произведения искусств для анализа:

1. Литературные — стихи Т. А. Вяземского, А. А. Фета и др.

2. Произведения изобразительного искусства — репродукция
картины К. Юона «Русская зима».

3. Музыкальные — белорусская народная песня «Вось прыйшл1
з1мовы стужы».

Наглядные пособия: методическая таблица «Этапы создания сюжетной композиции».

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, кис­точки, тряпочки.

Оформление классной доски:

С левой и правой стороны — примерные рисунки детей (ком­позиции вертикальные и горизонтальные).

По центру в верхней части — тема урока.

В нижней части — место для педагогического рисунка.

Литература.

1. Мши, Н. Д. Выяуленчае мастацтва : вучэбны дапаможтк
для 2 класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай мовай на-
вучання / Н. Д. Мшц. Мн., 1998.

2. Мтц, Н. Д. Цудадзейная пал1тра : сшытак для практ. па
выяул. мастацтве : 2 кл. / Н.Д. Мшц. Мн., 2002.

3. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика
его преподавания в нач. школе : учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд., стер. М., 2003.

4. Тарасов, Е. А. Здравствуй, зимушка-зима! / Е. А. Тарасов //
Начальная школа. 1974. № 2.

План урока

Организационный момент.

1.1.Проверка готовности класса к уроку.

1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­
полненных в период предварительной работы.

Наши рекомендации