Конспект-иллюстрация студии

1 этап – «Пролог»: установление личного контакта с каждым студийцем, введение в проблему. Объявление темы педстудии. Обращение к слушателям-студийцам с вопросом: «Какое место в системе вашей работы занимает педагогическое проектирование лагерной смены?». Желательно, чтобы каждый студиец выразил своё отношение к обозначенной проблеме. Этап «Пролог» завершается постановкой целей и задач студии:

- осмыслить значение педагогического проектирования лагерной смены;

- выработать алгоритм программирования;

- определить своё отношение к проектированию лагерной смены на основе понимания особенностей и противоречий данной области педагогической деятельности;

- отработать навыки взаимодействия в коллективном поиске идей, направленных на совершенствование практики программирования лагерной смены.

2 этап – «Этюд»: первые подступы к проблеме в форме игры «Педагогическое лото».

Ведущий студии зачитывает определение понятия, группа совещается и выставляет на табло (доске) номер прочитанного тезиса. (Вариант: задание выполняется каждым студийцем индивидуально). Даются определения таких понятий, как «план», «программа», «концепция», «модель», «прогноз».

3 этап – «Экспликация»: теоретический блок, даётся научная информация.

Ведущий знакомит слушателей с толкованием слов «программа», «план», «проект» в этимологическом словаре и словаре С. И. Ожегова. Даётся определение педагогического проектирования по Е. С. Заир-Бек: «Специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создаётся новый облик системы, и одновременно это процесс реализации в действительности задуманного».

От логической схемы, заданной определениями, осуществляется переход к наглядно-образному уровню на следующем этапе работы студии.

4 этап – «Дискуссия»:обсуждение теоретического материала.

На основе сравнения традиционных видов проекта-плана и программы по трём параметрам (приоритет функций, характер содержания, структурное выражение) студийцы делают вывод о специфике каждого вида проекта. По первому параметру у плана в приоритете будет функция определения объёма и порядка деятельности, у программы – прогнозирующая и конструирующая функции. По характеру содержания план отражает лишь содержательные границы и оргмоменты. Структурное выражение программы комментируется с помощью таблицы, куда записываются общие алгоритмы структурного выражения программы и плана.

Предлагается работа по содержанию алгоритма проектирования, заполнение матрицы «Предназначение».

Предназначение детского загородного оздоровительного лагеря (центра) Предназначение предмета Вашей деятельности Предназначение конкретной лагерной смены (тематической, профильной, санаторной) в Вашем оздоровительном лагере (центре) Предназначение программиро-вания конкретной лагерной смены
       

Материал к данному блоку:

1. «Педагогика – вещь не абсолютная. Это наука создавать воспитывающие условия для самовоспитания и воздействовать на детей по-разному в разных условиях» (С.А. Шмаков)

2. Главная задача оздоровительного лагеря – организация отдыха детей

3. Главное в лагере – любовь и творчество. Нужно помочь каждому ребёнку сохранить свою самобытность, найти себя, почувствовать себя в чём-то талантливым

4. Перед работниками лагеря должны стоять две ключевые задачи – образовательная и оздоровительная

5. Лагерная смена по сути – смена образа жизни ребёнка на какое-то время, смена впечатлений, смена деятельности, смена положений в коллективе

6. Философия смены включает идею, цели и задачи, сюжет, иногда литературный. Главное в философии смены – ребёнок. Его самовыражение, интересы, взаимоотношения с миром, его отдых. Пусть в лагере ребята попадут в атмосферу игры, фантазии, дружбы, комфорта, взаимоуважения и взаимопонимания.

Примерный алгоритм педагогического программирования лагерной смены, созданный на одной из педстудий, представлен в таблице.

Алгоритм педагогического программирования лагерной смены

№ п/п Этапы Шаги
1. Подготовительный - анализ условий, возможностей и рисков имеющегося состояния системы и её окружения (процесса) - обобщение результатов анализа - определение предмета программирования - проведение педсовета по определению и осмыслению философии смены - подготовка педколлектива к реализации собственных педагогических программ в ходе общей программы смены - знакомство с методикой исследовательской работы, приёмами проведения диагностики, обеспечения положительной мотивации и включения в творческую и познавательную деятельность каждого ребёнка - консультации педагогов
2. Организационный - помощь участникам смены в адаптации к условиям загородного центра - знакомство всех субъектов с основными идеями смены: обозначение замысла, идеи - коллективное целеполагание - планирование - выбор содержания - структурирование предмета программирования - определение логики дел и событий - входная диагностика -проведение дел оргпериода - знакомство с руководителями подпрограмм, клубов, кружков - оформление программы смены
3. Внедренческий - создание условий для реализации проекта - включение участников смены в различные формы творческой и игровой деятельности - работа по наращиванию творческого (организаторского, лидерского) потенциала участников - организация и проведение отрядных, межотрядных и общелагерных дел - контроль за ходом освоения программы - корректировка программы - фиксация и анализ результатов работы
4. Заключительный - сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе смены - разработка программ последействия - итоговая диагностика - пресс-конференция участников смены - проведение педсовета по итогам реализации программы - передача текста программы и методических материалов начальнику лагеря (в архив)

О структуре программы: комментарии

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена программа смены;

- возраст детей, на которых рассчитана программа;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

- название города, населённого пункта;

- год разработки программы.

2. Пояснительная записка. В пояснительной записке разъясняется смысл предполагаемой педагогической деятельности, её новизна, актуальность, целесообразность;отражается основа тематической смены – идея. Представляются цель и задачи предполагаемой деятельности. Излагаются принципиальные подходы, ожидаемые результаты и основные средства, используемые педагогическим коллективом, формы подведения итогов реализации программы. Пояснительная записка раскрывает отличительные особенности данной программы от уже существующих.

3. Содержание и организация деятельности: выделение и описание основных блоков содержания программы.

Раскрытие логики реализации заявленного содержания с учётом возможных промежуточных результатов и допустимой корректировки содержания деятельности в зависимости от развития педагогической ситуации.

Обозначение последовательности и сроков реализации отдельных этапов программы смены. Описание содержательной модели деятельности. Обозначение конкретных форм жизнедеятельности коллективов и отдельного ребенка (в различных объединениях, студиях, командах – то есть ассоциациях формального и неформального характера).

Описание структур управления и самоуправления в ходе реализации программы.

В содержании и структуре смены должен чётко просматриваться акцент на отрядную, межотрядную и общелагерную работу. Очень важно, чтобы идея смены прошла через все дела в лагере.

Возвращение к истокам – одна из важнейших идей философии лагеря, поэтому народные песни, обряды, праздники, забавы, обращение к истории государства Российского, к нашим местным традициям должны стать основой работы с детьми.

4. Планы смен (с указанием направлений работы, дат проведения, ответственных и др.)

Планирование воспитательной работы с точки зрения социальных ролей поможет каждому ребёнку найти для себя интересную, необычную роль.

5. Ресурсное обеспечение программы (методическое обеспечение, психологическое, материально-техническое, финансовое и др.).

Методическое обеспечение программы включает в себя описание:

- форм организации деятельности: существует достаточно много методик, позволяющих педагогу прослеживать, корректировать воспитательный процесс в лагере – игра, проба сил, соревнования-состязания. Методическое обеспечение предполагает перечисление форм работы с педагогическим коллективом по анализу на различных этапах и уровнях деятельности;

- обозначение конкретных методов и приёмов деятельности, включая обеспечение эмоционального настроя и развития коммуникативных навыков участников программы;

- дидактический материал: содержательная разработка отдельных дел (от сценарного плана до полного сценария) с учётом общей логики программы, техническое оснащение мероприятий.

Далее слушателям предлагается обсудить методический материал о структурно-содержательном наполнении дополнительной образовательной программы.

Методический материал о структурно-содержательном наполнении дополнительной образовательной программы

Дополнительное образование детей – тип образования за рамками основного общего образования, объединяющий воспитание, самовоспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения познавательных интересов и творческих потенциалов ребёнка, способствующих самореализации личности на основе свободного выбора каждым вида деятельности, образовательного объединения, педагогов.

Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в детском объединении: его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия его участников и результативность.

Структура дополнительной образовательной программы

1. Титульный лист

2. Оглавление

· Пояснительная записка

· Учебно-тематический план

· Содержание изучаемого курса

· Методическое обеспечение

· Список рекомендуемой литературы

· Приложение

Пояснительная записка раскрывает:

- направленность дополнительной образовательной программы (ДОП);

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цели и задачи;

- отличительные особенности данной ДОП;

- контингент детей, участвующих в реализации ДОП;

- сроки (этапы) реализации ДОП;

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- педагогический мониторинг

Учебно-тематический план

Наименование разделов (блоков) Общее кол-во часов В том числе
Теория Практика
 
  Итого часов:

Содержание изучаемого курса

Перечень тем занятий Краткое описание тем
Теория Практика
     

Методическое обеспечение

Наименование тем (блоков) Форма занятия Методы, способы, приемы Дидактическое и техническое оснащ ение Форма подведения итогов
           
           

Список литературы может быть составлен:

- для педагогов;

- для детей;

- для родителей.

Приложение может включать

1. описание форм организации образовательного процесса и отслеживания результатов;

2. описание индивидуальных образовательных маршрутов;

3. методические разработки конкретных занятий и массовых дел;

· диагностические методики;

· мониторинг образовательных результатов;

· техническое оснащение занятий.

6 этап – «Рефлексия»: подведение итогов работы педстудии.

Ведущий, обобщая положения теоретического блока и выводы по итогам групповой работы, обращается к студийцам с вопросами: «Зачем нужно программировать лагерную смену?», «Что это может дать учреждению, руководителю, педагогу, ребёнку?». Выводы фиксируются.

Ведущий спрашивает каждого студийца, что дала ему как педагогу-профессионалу работа на педагогической студии, как он себя при этом чувствовал. Примерные вопросы к студийцам: «Что бы Вы сказали по этому поводу?», «Что Вы предлагаете изменить в программировании лагерной смены?», «В какой мере Вы можете реализовать идеи педагогической студии этим летом?».

Вариант: продолжить по кругу незаконченный тезис: «А напоследок я скажу…» или «Сегодня на педагогической студии …».

Заключительное слово ведущего. Благодарность студийцам за творческую работу.

Ведущий раздаёт подарки студийцам – памятки «Методические рекомендации по реализации педагогической программы смены детского загородного оздоровительного лагеря».

Методические рекомендации по реализации педагогической программы смены детского загородного оздоровительно-образовательного лагеря

В основу формирования педагогической программы лагерной смены могут быть положены следующие принципиальные положения:

- актуальность содержания деятельности, предусмотренной в программе, для стабилизации и развития ситуации в сфере детского и подросткового движения в России;

- разработка и апробация различных способов социализации подростков в условиях временных внешкольных объединений;

- научная обоснованность и психолого-педагогическая проработанность программы;

- информационная и познавательная насыщенность предполагаемой деятельности;

- обеспечение пространства для личностного и интеллектуального роста каждого участника программы;

- эмоционально-событийный фон развёртывания педагогического процесса;

- учёт материально-технического, финансового и кадрового обеспечения реализации программы;

- возможность использования программы на других педагогических площадках или частичного внедрения в массовую педагогическую практику.

Советы заместителю директора, планирующему свою работу до отъезда в лагерь

­ С будущими воспитателями (вожатыми) определите цели и задачи предстоящей смены.

­ Изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей разного возраста.

­ Используйте данные из детских анкет прошлых лет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.).

­ Проанализируйте возможности лагеря (кадры, природные и бытовые условия, традиции, периодичность общих и отрядных дел и др.), подумайте, как можно их использовать в своей работе.

­ Отберите средства, формы, методы, которыми владеете.

­ Составьте модель смены с учётом возможностей данного детского загородного оздоровительного лагеря. Создайте творческую атмосферу в коллективе проектировщиков смены.

­ В приоритете учитывайте интересы детей, а не воспитателей.

Примерная анкета для родителей

· Фамилия, имя, отчество ребёнка.

· Число, месяц, год рождения.

· Домашний адрес, телефон.

· Фамилия, имя, отчество родителей (или законных представителей); место работы и телефон.

· Информация о том, кому можно отдать ребёнка в посетительный день или после пребывания в лагере, кроме родителей (законных представителей).

· Специфические неинфекционные заболевания ребёнка и первая помощь при них.

· Причины возникновения возможных аллергических явлений.

· Специальные требования к диете.

· Особенности характера и поведения.

· Увлечения ребёнка.

· Умение плавать.

Факторы выбора форм и методов организации воспитательной работы в лагере

1.Общие цели и задачи воспитания, развития и оздоровления детей.

2.Конкретные цели и задачи смены, отдельных мероприятий.

3.Возраст детей.

4.Ожидания детей.

5.Длительность подготовки мероприятий (краткость подготовки).

6.Условия для их подготовки.

7.Возможности воспитателей (вожатых).

8.Умения воспитателей (вожатых), организовать ту или иную форму игры, использовать различные методы.

9.Умение воспитателей (вожатых) настроить детей на нужное дело.

10.Умение воспитателей (вожатых) пробудить интерес к данному делу.

11.Возможности данного загородного оздоровительно-образовательного лагеря.

12.Наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления, инвентаря).

Памятка организатору воспитательного дела

1. Воспитатель (вожатый) должен быть сам убеждён в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей.

2. Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.

3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.

4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самовыражения личности ребёнка.

5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.

6. Каждый ребёнок должен найти в подготовке к игре и в самой игре для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного и обученного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

Табу воспитателя (вожатого)

1. Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

2. Не навязывать детям свою волю.

3. Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

Приложение 2

Авторская педагогическая студия «Диалектика воспитания и самовоспитания ребёнка в загородном детском оздоровительно-образовательном учреждении»

Автор: Гущина Т.Н.

Наши рекомендации