Тематика самостоятельной работы обучающихся по рабочей программе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра неврологии и нейрохирургии с курсом мануальной и рефлексотерапии
ФПК и ППС
УТВЕРЖДАЮ _________________________ Руководитель ООП по программе ординатуры 31.08.56 «Нейрохирургия» д.м.н., профессор Балязин В.А. «___» _________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СИМУЛЯЦИОННОГО КУРСА
Высшего образования
Подготовки кадров высшей квалификации
по программе ординатуры31.08.56 «Нейрохирургия»
(квалификация врач-нейрохирург)
Ростов – на – Дону
Программа симуляционного курса высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры 31.08.56 «Нейрохирургия» одобрена на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом мануальной и рефлексотерапии
Протокол № _____ от «26» августа 2015г.
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор _________ Балязин В.А.
подпись Ф.И.О.
Программа симуляционного курса высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры 31.08.56 «Нейрохирургия» утверждена на заседании учебно-методической комиссии ФПК и ППС
Протокол № _____ от «_____» __________ 2015г.
Председатель УМК ФПК и ППС, доцент _____________ И.Г. Дядикова
Секретарь УМК ФПК и ППС _____________ О.В. Герасимова
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Дисциплина «Симуляционный курс» относится к дисциплинам базовой части Б.1Б.1 Ординаторы должны иметь базовые представления о нейрохирургии.
В свою очередь она служит основой для изучения травматологии и ортопедии, офтальмологии, туберкулеза, онкологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Симуляционный курс» направлена на формирование компетенций:
ПК – ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-11, ПК-12.
По окончанию изучения рабочей программы дисциплины (модуля) «Нейрохирургия» обучающийся должен знать:
· топографическую анатомию центральной и периферической нервной системы в возрастом аспекте;
· основные вопросы нормальном и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы; взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
· причины возникновения патологических процессов, механизмы их развития и клинические проявления;
· механизм отека и дислокации мозга, гипертензионного синдрома, принципы их устранения;
· физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;
· общие функциональные методы обследования при нейрохирургической патологии;
· вопросы асептики и антисептики в нейрохирургии;
· принципы, приемы и методы обезболивания в нейрохирургии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей;
· показания и противопоказания к применению рентгенологических и радиологических метолов исследований в нейрохирургии; возможные осложнения и борьба с ними;
· профилактику тромбозов и кровоизлияний;
· клиническую симптоматику основных нейрохирургических заболеваний центральной и периферической нервной системы у взрослых и детей, их профилактику, дифференциальную диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в нейрохирургической клинике;
· принципы подготовки к операции и ведение послеоперационного периода;
· оборудование и оснащение операционных палат и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой; хирургический инструментарий, применяемый при различных хирургических операциях;
По окончанию изучения рабочей программы дисциплины (модуля) «Нейрохирургия» обучающийся должен уметь:
· получить исчерпывающую информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нейрохирургического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;
· оказать необходимую срочную помощь (искусственное дыхание, массаж сердца, остановку кровотечения, перевязку и тампонаду раны, иммобилизацию конечностей и позвоночника при травме, промывание желудка при отравлении, срочную трахеотомию при асфиксии);
· определить необходимость и показания к использованию специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.); дать интерпретацию результатов; оценить данные офтальмологического и отоневрологического обследований;
· провести дифференциальную диагностику основных нейрохирургических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз;
· определить группу крови и резус-принадлежность, выполнить внутривенное переливание или внутриартериальное нагнетание крови;
· обосновать методику обезболивания.
Трудоемкость:2 зачетные единицы (72 часа)
Индекс | Наименование дисциплин (модулей) и тем | Тип и вид симулятора | Формируемые профессиональные умения и навыки, компетенции | Форма контроля |
Общепрофессиональные умения и навыки | ||||
Б1.В.ОД.2.1 | ||||
Организация медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях | Манекен-тренажер «Оживленная Анна-симулятор» | 1.Навык обеспечения свободной проходимости дыхательных путей 2. Навык обеспечения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) 3. Навык непрямого массажа сердца: выбор точки для компрессии грудной клетки; прекардиальный удар; техника закрытого массажа сердца 4. Навык сочетания ИВЛ и массажа сердца при базовой реанимации 5. Умение выбора медикаментозной терапии при базовой реанимации 6. Навык введения препаратов: • внутривенно струйно (через катетер в подключичной вене), • внутрисердечно, • эндотрахеально (при произведенной интубации трахеи) 7. Навык согласованной работы в команде | Зачет | |
Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций | ||||
Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями | ||||
Специальные профессиональные умения и навыки | ||||
Б1.В.ОД.2.2 | ||||
Основы социальной гигиены и организация нейрохирургической помощи в Российской Федерации | Зачет | |||
Организация нейрохирургической помощи | Директивные документы, приказы Минздрава России | 1.Умение анализировать и эффективно использовать в своей работе основные положения директивных документов | ||
Оперативная нейрохирургия | Манекен - тренажер (голова и шея) с возможностью определения оперативных доступов, возможностью наложения фрезевых отверстий и распилов, проведения шунтирования с набором специальных функциональных стентов | 1. Навык проведения костно-пластической трепанации черепа; 2. Навык выполнения резекционной трепанации черепа; 3. Навык проведение пластики дефектов костей свода черепа аутокостью и аллотрансплантатами; 4. Навык выполнения пластики дефектов твёрдой мозговой оболочки головного и спинного мозга; 5. Навык удаления эпидуральных и субдуральных гематом головного мозга классическим способом; 6. Навык выполнения дренирования церебральных гематом методом закрытого наружного дренирования 7. Навык выполнения различных видов наружного вентрикулярного дренирования; 8. Навык проведения операции вентрикулоцистерностомии по Торкильдсену, 9. Навык выполнения операции вентрикулоперитонеального и вентрикулоатриального шунтирования. | ||
Оперативные вмешательства на головном мозге | ||||
Оперативные вмешательства на спинном мозге, его корешках и позвоночнике | Манекен - тренажер (позвоночник) с возможностью выполнения оперативных доступов спереди и сзади, возможностью выполнения декомпрессивно-стабилизирующих операций | 1. Навык проведения субокципитальных пункций ликворного пространства. 2. Навык осуществления наложения эпиневрального шва. 3. Навык проведения ляминэктомии на различных уровнях позвоночника. 4. Навык владения техникой проведения паравертебральных, эпидуральных, периневральных блокад. | ||
Методы клинического, нейрофизиологического и рентгенологического обследования больных | ||||
Нейро- рентгенология, изотопо- диагностика | Набор рентгеновских снимков, видео-записей различных методов нейровизуализационнх исследований | 1. Навык определенияпризнаков смещения срединных структур головного мозга при проведении эхоэнцефалоскопии. 2. Умение интерпретировать результаты специальных исследований (церебральной ангиографии, допплерографии, рентгеновскоих исследований, магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, ПЭТ) | ||
Диагностические операции | Манекен - тренажер (позвоночник) с возможностью разметки, возможностью выполнения диагностических пункционных манипуляций | 1. Навык проводения люмбальных лечебно-диагностических пункций. 2. Навык проведения специальных диагностических и лечебных манипуляций (уметь измерять уровень ликворного давления при люмбальной пункции, проводить ликвородинамические пробы Квекенштедта, Стуккея, эндолюмбальное введение различных лекарственных средств.) | ||
Неотложная помощь при травме нервной системы | Стандартизованные пациенты с черепно-мозговой и спинальной травмой, острым нарушением мозгового кровообращения, острым нарушением тазовых функций. | Навык оказания первой нейрохирургической помощи на догоспитальном этапе при ургентных состояниях (черепно-мозговая и спинальная травма; острые нарушения мозгового кровообращения; остром нарушении функции тазовых органов). | ||
Фармакология в нейрохирургии | ||||
Клиническая фармакология и тактика применения медикаментозных средств при болезнях нервной системы | Подборка историй болезни. Клинические и ситуационные задачи | 1.Умение выделять в состоянии больного группу симптомов, требующих первоочередной медикаментозной коррекции. 2. Умение определять объем и последовательность нерохирургических мероприятий. 3. Навык учета фармакокинетики и фармакодинамики применяемых средств и возможности возникновения осложнений при их взаимодействии. 4.Навык обеспечения режима дозирования и частоты введения лекарственных средств. 5.Навык обеспечения эффективного и безопасного применения лекарств. 6.Умение выбора фармакологических средств в зависимости от особенностей физического и психопатологического статуса. 7.Умение выбора базовых лекарственных средств при лечении нейрохирургических заболеваний. 8.Умение разработать схему проведения поддерживающей и противорецидивной терапии. 9. Навык мониторинга эффективности терапии. |
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. Пункция переднего рога бокового желудочка.
2. Пункция заднего рога бокового желудочка.
3. Люмбальная пункция.
4.Костно-платическая трепанация черепа.
5. Коротидная ангиография.
6. Наложение фиксирующих ортезов при травме шейного отдела.
7. Остановка артериальных и венозных кровотечений при травмах.
8. Методики остановки кровотечений при травме головного мозга.
9. Методики остановки кровотечений при травме периферической нервной системы.
10. Проведение непрямого массажа сердца.
11. Остановка кровотечения при предлежании плаценты.
12. Первая помощь при эклампсических состояниях.
13. Первая помощь при асфиксии плода.
Приложение №3