Тема: Определение значимости идей с помощью метода ранговой корреляции
Цель работы: Формирование умений в определении значимости идей с помощью метода ранговой корреляции (МРК).
Задачи:
1. Определение значимости идей с помощью метода ранговой корреляции (МРК).
2. Освоение математической процедуры выполнения МРК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Метод ранговой корреляции является одним из математически - статистических методов обработки результатов экспертных оценок.
Ваша задача: установить с помощью этого метода значимость идей.
Необходимо в том же составе группы, как и на предыдущем занятии.
1. Получить отчет по работе группы «генераторов» и «экспертное заключение».
2. Выбрать из «банка идей» 5 наиболее важных, на ваш взгляд, идей.
3. Каждый эксперт должен оценить каждую из выбранных идей по оценочным баллам от 0 до 10 баллов. При этом «0» означает, что идея никакого значения для решения проблемы не имеет, а «10» - значимость идеи для решения проблемы наивысшая.
Эксперт, в зависимости от своего мнения по поводу степени значимости идеи для решения проблемы, назначает тот или иной балл в интервале шкалы от 0 до 10. Например, эксперт №1 идею №1 оценивает в 6 баллов, идею № 2 - 5 баллов, идею № 3 - 10 баллов, идею № 4 - 3 баллов, идею № 5 - 7баллов. Каждый эксперт свои оценки записывает на отдельный лист, затем эти индивидуальные оценки представляются для введения в сводную таблицу.
4. Составить сводную таблицу данных экспертной оценки (в баллах), определить сумму баллов и среднеарифметическую М из суммы баллов для каждой идеи.
Таблица 4 -Сводная таблица данных ЭО
№ п/п | Формулировка идей | Эксперты | Сумма баллов | Арифмет. | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||||
4,4 | ||||||||
Среднее арифметическое М определяется по формуле:
mj =
Где mj – среднее арифметическое,
mi- количество оценок по j – й идее,
Cij - оценка j – й идеи у I – го эксперта.
5. Определить частоту К максимально возможных оценок (10 баллов) для каждой идеи (подсчитывается, сколько раз встречается 10 баллов):
Для 1 идеи = ;
Для 2 идеи и т.д.
6. Привести ранжирование экспертных оценок и составить таблицу ранжирования экспертов.
Таблица 5 - Ранжирование экспертных оценок
Идеи | Эксперты | |||||
Баллы Числа Ранги | ||||||
Баллы Числа Ранги | ||||||
Баллы Числа Ранги | 3,5 | |||||
Баллы Числа Ранги | ||||||
Баллы Числа Ранги | 3,5 |
Ранжирование проводится по убыванию оценок, данных экспертом каждому фактору (идее). Для этого оценки, данные экспертом каждой n идее, обозначают числами натурального ряда таким образом, что число (ранг) 1 присваивается максимальной оценке, а число n – минимальной.
Если все n оценок различны, то соответствующие числа натурального ряда есть ранги оценок соответствующего эксперта. В тех случаях, когда несколько идей получили одинаковую оценку, вводится понятие «связанных рангов». Всем этим идеям присваивается одинаковый ранг, равный среднему значению сумм мест, которые поделили между собой эти идеи.
Например, трем идеям i – й эксперт присвоил одинаковый балл, и они поделили 3, 4 и 5 места. Тогда их ранг будет равен (3+4+4+5):3 = 4.
7. Составить сводную матрицу рангов, занося в нее соответствующие ранговые показатели, полученные от всех экспертов (по каждой идее).
Таблица 6 - Матрица рангов
Идея | Эксперты | Сумма рангов по строкам | ||||
3,5 | ||||||
3,5 | ||||||
Сумма рангов по столбцам |
ПРИМЕЧАНИЕ: проверьте совпадение суммы рангов по строкам с суммой рангов по столбцам.
8. Оценить степень согласованности экспертов по каждой идее. Для этого определить:
а) дисперсию Dj оценок, данных j – й идее:
(mj - 1)= (5 - 1) = 4
б) среднее квадратическое отклонение sj оценок, полученных j – й идеей:
в) коэффициент вариации:
Vj характеризует степень согласованности мнений экспертов об относительной значимости j – й идее. Чем меньше V , тем выше степень согласованности мнений.
Заполнить таблицу 7 показателей согласованности мнений экспертов.
9. Сделать выводы по экспертной оценке:
· Какова идея имеет наивысшую значимость?
· Какова при этом согласованность мнений экспертов?
· По какой из идей получена наибольшая согласованность мнений экспертов?
· По какой из идей больше всего варьируют мнения?
· Какие из рассмотренных идей можно рекомендовать для решения проблемы?
10. Сравнить полученные результаты с «заключением экспертов», сделанным на предыдущем занятии. Есть ли совпадения? Сделайте выводы.
11. Защитить работу у преподавателя.
Таблица 7 - Показатели согласованности мнений экспертов
Идеи | |||||||||
Эксперты | |||||||||
(6 – 4,4)2 | (2 – 4,4)2 | (3 – 4,4)2 | (8 – 4,4)2 | (3 – 4,4)2 | 25,20 | ¼*25,2 = 6,3 | 6,3 = 2,51 | 2,51/4,4 = 0,57 | |
2,56 | 5,76 | 1,96 | 12,96 | 1,96 | |||||
Практическая работа № 9(2 ч)