Основная часть. древние славяне. история воспитания до viii в
План
1.Введение. О Народности воспитания, силе традиций и обычаев.
2. Основная часть. История воспитания русских детей до XVIII в.
3. Вывод. Значение воспитательных процессов, сформировавшихся в древнерусском государстве в период исторического развития до XVIII в.
Номенклатура:
1. Введение…………………………………………………………….…………… 4
2. Основная часть. ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДО VIII в……………………………………………………………………………... 5
2.0. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В IX–XVII вв ………………... 8
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………………..9
2.2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ………………………………………………..11
2.3. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ…………………………..……16
Вывод. Значение воспитательных процессов, сформировавшихся в древнерусском государстве в период исторического развития до XVIII в...21
Список литературы…………………………………………………………….22
Введение
Известный педагог XIX в. Ушинский К.Д. в своей педагогической теории одной из главнейших мыслей считал народность воспитания. Система воспитания детей в каждой стране по его мнению связана с условиями исторического развития народа: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе народные игры.
Если исследовать историю древнерусского государства можно понять насколько народность воспитания органично существовала в нем, воспитание складывалось естественным образом, благодаря следованию традициям и обычаям. Традиции, поведение людей было тем мощным воспитательным процессом, который фундаментально формировал многовековой жизненный уклад нашего государства.
Перейдем к более подробному исследованию рассматриваемого периода.
Основная часть. ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДО VIII в
Как древневосточные славяне воспитывали своих детей? Для ответа на этот вопрос надо выяснить, как они жили в те далекие времена, закончившиеся в VIII веке. В IX веке с появлением государства на территории нашей страны изменился не только уклад жизни народа, но и его воспитательная система.
Народы, заселявшие территорию будущей России, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией, когда не задумывались над наилучшими методами воспитания детей. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Дети – будущие кормильцы и защитники – не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями обычаев и традиций. Дети должны были стать защитниками рода, гостеприимными, храбрыми, участвуя в хозяйственных делах рода, военных походах, проявляя заботу о своих родителях.
Маленького россича приучали никогда не брать чужого; даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось молодежи в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках. Так формировалась и «отчеканивалась» народная педагогика. Первым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, объясняла, создавала, как теперь говорят, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.
Немногое известно о жизни древних славян, и можно лишь предполагать по археологическим данным и из письменных источников, какими были особенности древнеславянской педагогики. Известно, например, что стараясь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, птиц и зверей. Ребенок не только видел их, но и сам пытался сделать подобное. Так появились первые игрушки и детские занятия. Любимыми музыкальными инструментами были волынка, гудок и дудка, игру на которых осваивали в малом возрасте. Торжественные события и обряды проводились при участии детей. Вместе со взрослыми дети весело плясали, взмахивая руками, вертясь на одном месте, топая ногами и приседая. Из обрядовых песен – колядных, пахотных, русальных, военных, – передаваемых каждому новому поколению, узнавали историю своего народа, национальные традиции и обычаи. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки, сопровождали жизнь любого из них. Девочки предпочитали водить хороводы и петь песни.
Дети активно участвовали в хозяйственной жизни рода. Они помогали в ведении домашнего хозяйства, собирали для пропитания грибы и ягоды, обучались стрельбе из лука и, став старше, могли охотиться на мелкого зверя и птицу. С ранних лет девочек учили прясть нитку из шерстяных, льняных и конопляных шматков, и к семи годам они становились настоящими пряхами.
Мальчиков с двенадцати лет направляли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. Подростков обучали искусству боя. Они тренировались тупыми мечами, чтобы по неумению не поранить друг друга. Овладение воинскими навыками проходило с огромной трудностью: мечи были еще слишком тяжелы для них, а тела мальчиков от таких упражнений покрывались синяками и пятнами. Им предстояло научиться не только владеть оружием, но и не бояться чужого клинка, стрелять из лука, метать копья, ловить арканами животных. В них воспитывали выносливость и терпеливость, заставляя в любую погоду, в слякоть и снег, бегать с заплечными мешками, набитыми песком. Чтобы развить силу ног, к ногам привязывали камни.
С малых лет ребенок познавал философию языческой [Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам] жизни. Природа, по рассказам отцов, имела доброе и злое начало, добрые и злые духи боролись за каждого человека. Чтобы их умилостивить, надо приносить жертвы и защищать себя оберегами. Символы добра (солнце, огонь, вода, виды растений) выписывались на одежде, посуде, стенах жилища. Огонь считался настолько священным, что запрещалось топтать его ногами, плевать в него или бросать нечистоты, иначе тот мог жестоко отомстить.
Дети, как и взрослые, верили в упырей, вампиров, которые наводят порчу, от которых можно спастись только заговорами и оберегами. С ранних лет ребенок обращался с молитвой к животному, растению или предмету, считавшемуся родоначальником племени. Давно умерший родоначальник обоготворялся и представлялся как покровитель рода: ему приносились жертвы, у него просили защиты и помощи. Вместе со старшими ребенок почитал изображения древних богов – Сварога, Хорса, Мокоши. Знал, что непозволительно затронуть покой божества своего рода, но также и Богов, почитаемых другими племенами.
Древние славяне поклонялись силам природы, от которых зависела жизнь людского сообщества. Молились Богам в соответствии со славянским календарем. На праздник Коляды, Бога торжеств и мира, длившийся 12 дней, начиная с 24 декабря, дети пели под окнами домов песни, участвовали в колядных играх и гаданиях. Их родители гасили домашние очаги и трением заново добывали огонь, пекли хлеб и старались по разным приметам угадать, каким будет предстоящий год. Встречу солнца и заклинание природы накануне весенней пахоты отмечали масленицей. Пляской и песней восхваляли весной Бога веселья, любви и согласия Ладо. В июне праздновался день Бога Ярилы, властителя животворящих сил природы, наряжали лентами молодую березу, украшали дома березовыми ветками. Перед сбором хлеба, в конце июня почитался Купала, Бог земных плодов. Поклоняясь огню, разводили вечером костры. Молодежь, украшенная венками, плясала у огня и распевала хвалебные песни. Дети, как и взрослые, верили, что в лесах и водоемах обитают лешие, водяные, которые вмешиваются в людские дела, в домах живут домовые, в реках русалки.
В отношениях родителей к детям существовала не только разумная любовь но и требовательность. Обычай почитания родителей обязывал детей заботиться о благополучии отца и матери.
Таким образом, воспитание детей древних славян происходило в процессе их труда и деятельности рядом с родителями. Существовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Складывалась народная педагогика, принципы которой передавались от поколения к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий.
2.0. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В IX–XVII вв
Почему мы выделяем отрезок IX–XVII вв.? Дело в том, что в IX в. на Руси сложилось древнерусское государство, оформились новые общественно-экономические отношения, сформировались классы раннефеодального общества, на смену языческого многобожия пришла христианская религия с единым Богом, определяющим всю жизнь человека. В XVII в. эти явления настолько утвердились и развились, что потребовали резких перемен, которые в следующем XVIII в. вновь коренным образом изменили жизненные условия, а вместе с ними и подходы к воспитанию. Этот исторический отрезок можно поделить на два периода: IX–XIII вв., время Киевской Руси и ее воспитательно-образовательной деятельности; XIV–XVII вв., время развития Московского государства и московской педагогики.
В это время формировались две важные ветви русской педагогики – государственная и церковная, которые настолько тесно переплетались, что это деление можно считать чисто условным.