Основная часть. древние славяне. история воспитания до viii в.

План

1.Введение. О Народности воспитания, силе традиций и обычаев.

2. Основная часть. История воспитания русских детей до XVIII в.

3.Вывод. Значение воспитательных процессов, сформировавшихся в древнерусском государстве в период исторического развития до XVIII в.

Введение.

Известный педагог XIX в. Ушинский К.Д. в своей педагогической теории одной из главнейших мыслей считал народность воспитания. Система воспитания детей в каждой стране по его мнению связана с условиями исторического развития народа: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Если исследовать историю древнерусского государства можно понять насколько народность воспитания органично существовала в нем, воспитание складывалось естественным образом, благодаря следованию традициям и обычаям. Традиции, поведение людей было тем мощным воспитательным процессом, который фундаментально формировал многовековой жизненный уклад нашего государства.

Перейдем к более подробному исследованию рассматриваемого периода.

Основная часть. ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДО VIII в.

Как древневосточные славяне воспитывали своих детей? Для ответа на этот вопрос надо выяснить, как они жили в те далекие времена, закончившиеся в VIII веке. В IX веке с появлением государства на территории нашей страны изменился не только уклад жизни народа, но и его воспитательная система.

Народы, заселявшие территорию будущей России, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Дети воспитывались будущие кормильцы и защитники.

Маленького россича приучали никогда не брать чужого; даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям словами народных песен и сказаний. Первым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, создавала, как теперь говорят, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.

По археологическим данным о жизни древних славян можно говорить об особенности древнеславянской педагогики. Известно, например, что стараясь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, зверей. Ребенок не только видел их, но и сам пытался сделать подобное. Так появились первые игрушки. Любимыми музыкальными инструментами были волынка, дудка, игру на которых осваивали в малом возрасте. Торжественные события и обряды проводились при участии детей. Вместе со взрослыми дети весело плясали, взмахивая руками, вертясь на одном месте, топая ногами и приседая. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были борьба, кулачные бои, бег. Девочки водили хороводы, пели песни.

Дети активно участвовали в хозяйственной жизни рода. Они помогали в ведении домашнего хозяйства, собирали для пропитания грибы и ягоды, обучались стрельбе из лука, охотились став чуть старше. С ранних лет девочек учили прясть. Мальчиков с двенадцати лет направляли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. Подростков обучали искусству боя.

С малых лет ребенок познавал философию языческой [Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам] жизни. Природа, по рассказам отцов, имела доброе и злое начало, добрых и злых духов. Чтобы их умилостивить, надо было приносить жертвы и защищать себя оберегами. Символы добра (солнце, огонь, вода, виды растений) выписывались на одежде, посуде, стенах жилища. Огонь считался настолько священным, что запрещалось топтать его ногами, плевать в него или бросать нечистоты, иначе тот мог жестоко отомстить. Древние славяне поклонялись силам природы, от которых зависела жизнь людского сообщества. Молились Богам в соответствии со славянским календарем.

В отношениях родителей к детям существовала не только разумная любовь но и требовательность. Обычай почитания родителей обязывал детей заботиться о благополучии отца и матери.

Таким образом, воспитание детей древних славян происходило в процессе их труда и деятельности рядом с родителями. Существовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Складывалась народная педагогика, принципы которой передавались от поколения к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В IX–XVII вв.

Почему мы выделяем отрезок IX–XVII вв.? Дело в том, что в IX в. на Руси сложилось древнерусское государство, сформировались классы раннефеодального общества, на смену языческого многобожия пришла христианская религия с единым Богом. В XVII в. эти явления настолько утвердились, что потребовали перемен, которые в следующем XVIII в. изменили жизнь и подходы к воспитанию. Этот исторический отрезок можно поделить на два периода: IX–XIII вв., время Киевской Руси и ее воспитательно-образовательной деятельности; XIV–XVII вв., время развития Московского государства и московской педагогики.

В это время формировались две важные ветви русской педагогики – государственная и церковная, которые настолько тесно переплетались, что это деление можно считать чисто условным.

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Древнерусское государство нуждалось в защитниках своих интересов, подчинявшихся государственной власти, принимавших заведенный в обществе порядок. Требовалось создать практику воспитания. Вместе с народной появилась государственная педагогика, носителем которой являлись государственные деятели. К 1099 г. относится написанное князем Владимиром Мономахом «Поучение своим детям» или «Духовная»,- это сведения о нравах, педагогические воззрения русского общества XI – XII в. Это произведение заполнено христианскими нравоучениями из Священного писания: «Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели», призывами к благодеяниям: «Не забывайте бедных: кормите их», «Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев», «Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо», «Не имейте гордости». Три порока объявлялись губительными ложь, пьянство, любострастие. Следовало учиться читать, владеть иностранными языками, биться в сражении. В произведении заложены требования государственной педагогики, тесно переплетаемые с положениями педагогики народной.

Наряду с развитием государственной педагогики происходило развитие и педагогики церковной. Церковь полностью взяла на себя руководство воспитанием молодого поколения и занималась этим в течение десяти веков. В различных произведениях ведущих ее деятелей можно найти высказывания о детях и подростках, призывы к развитию их духовности. Главная цель воспитания виделась в привлечении каждого к Богу и христианской религии, несущей в себе нравственные идеалы добра и любви. «В ком любовь, – писал отцец церкви Ефрем Сирин (IV в.), – тот никем никогда не гнушается... ни перед кем не превозносится... ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, но соболезнует о нем и принимает в нем участие». Церковная педагогика ставила перед обществом задачи воспитания добродетельного, совестливого, богоугодного человека. Ребенок, по распространенному тогда в обществе мнению, появлялся на свет в процессе «нечистого дела», каковым считались роды, комната, в которой они происходили считалась греховной. Новорожденного сразу крестили. Дети соблюдали церковные посты, требования которых несколько смягчались, чтобы отсутствие пищи не сказывалось отрицательно на детском росте и развитии. Молодежь убеждали воздерживаться от блуда, призывая к единобрачию.

Церковная педагогика была направлена на защиту интересов государства, которое, в свою очередь, предоставляло церкви огромные привилегии и наилучшие условия его существования. Отсюда в церковном воспитании практиковалось с детских лет внушение уважения к государственной власти. Дети под руководством священников и родителей неустанно молились и привыкали быть послушными тем, кто значительно превосходит их по родовитости и богатству.

2.2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В семейном воспитании переплетались негативные и позитивные явления. Дети воспитывались в послушании родителям, особенно отцу. Руководством к воспитанию служил известнейший памятник средневековой русской литературы середины XVI в. «Домострой». Его автором называют Сильвестра сподвижника молодого царя Ивана IV. «Домострой» гласил: «...любите отца своего и мать свою слушайтесь их, и повинуйтесь им, старость их чтите, немощь». Такое отношение объяснялось превосходством родителей, давших ребенку жизнь.

Почтение к родителям, составлявшее основу семейных отношений, нередко нарушалось. Дети чувствовали себя рабами с деспотичными родителями и переносили такое же отношение на своих сверстников из прислуги, с младенчества усваивая грубость, невежество и жестокость. Став старше, начинали пререкаться с родителями. В семейном воспитании делалась установка на воспитание души: «Следует оберегать душевную чистоту при отсутствии телесных страстей, имея походку кроткую, голос тихий, пищу и питье не острые; при старших – молчание, к равным себе и младшим – искреннюю любовь; нечестивых людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом. На телесных наказаниях была построена вся средневековая педагогика. Старший обладал властью и обязывался в воспитании использовать розги, плетку, палку.

Помимо телесных наказаний в воспитательном арсенале родителей были также поучения и наставления, постоянные запреты и строгость, например, не рекомендовалось с ребенком играть, смеяться и даже улыбаться ему. Одна из родительских функций – подготовка детей к взрослой жизни – заключалась в постоянном привлечении их к работе по дому. Их учили «рукоделию», ремеслу, т.е. умению все делать своими руками. По «Домострою» рекомендовалось отцу заниматься воспитанием и обучением сыновей, матери – дочерей.

Царские дети жили в окружении многочисленного штата мамок и нянек. С пятилетнего возраста к царевичу приставляли воспитателя и учителя, до 15-летнего возраста царевича никто, кроме бояр, ближних людей и приставленных к нему слуг видеть не мог. В 15 лет его «объявляли народу» и тогда он открыто выходил вместе с отцом в церковь, участвовал в потехах, в Москву из разных уголков страны приезжали подданные, чтобы посмотреть на него.

Царевны любого возраста, как и маленькие царевичи, были укрыты от посторонних глаз. Они редко выходили из своих покоев, общаясь только с прислуживавшими им женщинами и девушками знатных боярских родов, ни один представитель мужского пола, кроме самого царя, не мог их видеть. Да и он редко заглядывал к ним и никогда не садился с ними за обеденный стол. Из царского дворца царевны выходили только в церковь или выезжали с царицей в монастыри. Когда они шли по улице, с обеих сторон от них несли суконные полотна. В храм в их присутствии допускались только бояре и ближние люди. Они учились вышиванию шелками, золотом и серебром, нанизыванию жемчуга и драгоценных камней на одежду.

2.3. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

В Древней Руси в основном воспитание и образование детей – осуществлялось семьей и влиянием окружающей среды. Родители договаривались с «мастером грамоты» об обучении детей: чему учить, за какую плату. Но существовали и учебные заведения. Со времени установления христианства на Руси постоянно увеличивалась потребность в людях, способных переписывать и читать священные книги, распространяя в народе основы христианского учения. Уже в 988 г. при князе Владимире, после крещения Руси, в Киеве возникла первая школа «учения книжного», много открывалось школ при Ярославе Мудром..

В 863 г. Кириллом и Мефодием создана азбука. О распространении грамотности на Руси свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время раскопок. В грамотах отражены бытовые подробности жизни горожан, особенности обучения того времени. Помимо письма и чтения детей обучали умению на основе изученных текстов составлять, переплетать и иллюстрировать свои собственные книги, в содержание которых входили основные принципы христианского учения, навыкам счета.

О широком распространении грамотности на Руси свидетельствует надписи на различных бытовых предметах ( посуде, рукомойниках, оружии), сделанные их изготовителями или владельцами. Развитие образовательной системы было прекращено и школы пришли в упадок в XIII в., когда русские города оказались разгромленными татаро-монгольскими завоевателями.

Закончилось время Киевской Руси и ее воспитательно-образовательной деятельности, которое мы обозначили IX–XIII вв., и наступало время развития, вместе с Московским государством, московской педагогики XIV–XVII вв.

Ордынское нашествие, нанесшее значительный ущерб русской культуре, не сумело надолго остановить образовательные процессы. На смену бересте и пергаменту пришла бумага. Один из первых русских документов, написан на ней в 1351 г. Это была грамота о порядке управления Московским княжеством, подписанная сыновьями Ивана Калиты. Церковные школы по-прежнему обучали детей умению читать и писать. цель воспитания была достижение духовного совершенства. XV – XVI в. грамотность на Руси распространенное явление.

В XVI в. к церковным библиотекам добавились частные, принадлежавшие отдельным хозяевам, например, такая библиотека была у царя Ивана Грозного.

В 1574 г. Иван Федоров издал для обучения детей грамоте «Азбуку», основу которой составил буквослагательный метод. Такой способ обучения был труден, о чем можно судить даже по народным пословицам: «Азбука наука, а ребятам бука (мука)», «Азбуку учат, во всю избу кричат». Вместе с тем этот метод развивал в детях долготерпение. Другим распространенным учебником была «Псалтырь», одна из книг Ветхого завета, состоящая из текстов религиозного содержания.

Во второй половине XVI в. в Москве для подготовки дьяков, переводчиков и писцов, организовывались школы, в которых обучали славянской грамматике, литературе, риторике, греческому и латинскому языкам. В это же время в Киеве, Львове, других городах западных рубежей страны создавались «братские школы», задача которых состояла в защите православного вероисповедания от натиска католических настроений.

XVII век – время создания широкой базы для будущего российского школьного образования. Появились первые школы, в которых детей обучали счету и грамоте в Москве Ообучение большинства детей по-прежнему проводилось «мастерами», т.е. учителями из грамотных священников, дьяконов, подьячих. Обычно ученики обучались с семи до шестнадцати лет.

В 1648 г. при Андреевском монастыре на Воробьевых горах было организовано боярином и активным государственным деятелем Федором Михайловичем Ртищевым училище словесных наук и греческого языка.

Для учебных заведений издавались руководства по арифметике и грамматике. О методике преподавания говорит, например, обложка изданного в 1634 г. букваря Василия Бурцова, на которой изображен учебный класс и учитель, наказывающий розгами нерадивого ученика. Этот учебник, неоднократно издававшийся на московском Печатном дворе, стоил одну копейку и был доступен широким слоям населения. В конце XVII в. появился иллюстрированный букварь монаха Кариона Истомина. В 1682 г. было издано пособие для обучения навыкам счета. В рукописях распространялись пособия по обучению математике.

Наши рекомендации