Базовые ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Дошкольник научится:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию;
- пользоваться книгой и простыми инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т.д.);
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкцию взрослого;
- обсуждать со взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно.
Предметные знания и умения
Ребенок должен уметь:
- различать инструменты и по заданию взрослого выделять ими нужные детали и сюжетные фрагменты репродукции;
- рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи, реконструировать события, уже имевшие место, и предполагать, что будет дальше;
- ориентироваться в пространстве картины: различать, что ближе, что дальше; что ниже, а что выше;
- называть различные действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;
- видеть контраст (между светлым и темным, освещенным и находящимся в тени, красивым и страшным), не называя самого термина.
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам
Уровень продвижения дошкольников в освоении парциальных программ «Предшкола нового поколения» в будет определяться в начале и конце учебного года (сентябрь, май) и в течение учебного года (ноябрь-декабрь, март). По трем критериям выполнения программы: «высокий», «средний», «низкий» уровень универсальных учебных действий и предметных знаний и умений. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. По всем парциальным программам, согласно плану экспериментальной деятельности, составлены карты индивидуального развития ребёнка в специально организованной образовательной деятельности.
Содержание программы
Явления природы
Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
Учить передавать в рисунках колорит пейзажа.
Растения
Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении.
Формировать умения использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
Живая природа
Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.
Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.
Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими приёмами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.
Развивать посредством осязания ощущение формы.
Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц, насекомых.
Декоративно-прикладное искусство
1. Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Учить детей составлению узоров по мотивам росписей.
3. Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волнистые линии, завиток, цветы, ягоды.
Цветы
Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приёмы вертикального мазка.
Учить использовать различные приёмы рисования щетинной кистью (для изображения листьев, травы).
Учить составлять композиции.
Цель программы художественно-эстетического развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» — развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т. д.).
Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность; формирует пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки; формирует один из важных этапов речи — предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове).
Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западно-европейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания.
Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. Так, альбомы для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс», «Ван Гог и Григорьев» позволяют подготовить руку ребенка к обучению письму: сформировать правильный захват орудия письма, развивать мелкую моторику рук, используя для этого манипуляции простейшими инструментами (рамками, фишками, указателями), задания по вклеиванию недостающих фрагментов, раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и разные виды штриховки.