Тема 8. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ
Лекция (2 час.)
Специфика социализации и воспитания человека в условиях становления индустриального общества. Тенденция упадка традиционных институтов социализации (семьи и ученичества) и развитие школьного дела.
Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной роли и цели воспитания, о праве на образование представителей всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.
Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке.
Исторические предпосылки и условия становления массовой школы в странах Запада в XIX в.
Реформы в области образования и создание системы государственных школ. Государственная регламентация школьного образования.
Массовая народная школа. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений.
Классическая и реальная модели среднего образования. Проблема соотношения формального и материального образования в теории и практике западной школы ХIХ в. Белл-Ланкастерская система обучения.
Становление национальных систем образования: своеобразие и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XIX в. Дуалистический характер национальных систем образования.
Роль религии в школьном воспитании.
Тема 9. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ
Практическое занятие(4 час.)
Часть занятия (2 часа)
Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Назначение педагогической деятельности: поддержка растущего человека в его самодвижении. Развитие ребенка как целостного мыслящего, чувствующего и думающего существа. Поиск универсального метода. Создание основ развивающего обучения.
И.Ф. Гербарт: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) – первый опыт научного построения педагогической теории. Педагогическая система: синтез философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования). Педагогика – наука и искусство одновременно.
Принцип воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта: обучая, педагог целенаправленно воспитывает; обучение без воспитания – средство без цели.
Цель воспитания: формирование нравственности, воспитание мыслителя.
Три функции воспитания:
- управление (дисциплинирование, приучение ребенка к порядку; средства управления: угроза, надзор, запреты, наказания; авторитет и любовь как вспомогательные средства),
- обучение (развитие разносторонних интересов),
- нравственное воспитание (внедрение в сознание ребенка моральных понятий, развитие воли. Способы воспитания: границы поведения детей; последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Непререкаемый авторитет воспитателя. Авторитаризм системы воспитания, подавление личности ученика).
А. Дистервег – теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей».
Назначение воспитания – возбуждение и напряжение природных сил ребенка. Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей ребенка.
Педагогические идеи и принципы:
- общечеловеческое, внесословное, светское воспитание в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости;
- создание школы, развивающей самостоятельное мышление и активность, обеспечивающей целенаправленное воздействие и развитие внутреннего потенциала личности;
- природосообразность и культуросообразность обучения;
- развивающее и воспитывающее обучение;
- целенаправленная, квалифицированная подготовка учителей.
Степень востребованности идей И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега в современной педагогической теории и образовательной практике
Часть занятия (2 часа)
Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.
Ракурсы решения проблемы образования в немецкой классической философии: педагогические идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.
Педагогическое значение психоанализа З. Фрейда.