Тема 8. Воспитание и образование в России в XVIII веке

1. Начало развития светской государственной школы.

2. Теоретическая педагогика XVIII века.

3. Деятели просвещения XVIII века.

4. Простонародное воспитание и народная школа.

5. Первые государственные воспитательно–образовательные учреждения.

1. 18 век занимает особое место в истории образования и воспитания в России. Именно в этом веке была создана светская школа; сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны в тории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения 18 века выделяют 4 периода:

I период – 1 четверть 18 века. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества.

II период – 1730 – 1765 гг. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьбы М.Ломоносова за общенародное образование и создание Московского университета.

III период – 1766–1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

IV период – школьная реформа 1782–1786 гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Все это нам так или иначе предстоит рассмотреть.

Итак, в начале 18 в. были открыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (пушкарская) школа, Медицинская школа, Инженерная школа, две Горные школы (одна – при Оленецких, другая – при Уральских заводах). Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Инженерная школа, высшие классы Артиллерийской школы, Морская академия готовили офицерские кадры из числа дворянских детей.

Навигацкая школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, учителей в другие школы, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников. Не знающие грамоты поступали в 1 класс, называвшийся русской школой, затем переходили в арифметический. Дети разночинцев обычно на этом оканчивали учение и становились писарями, помощниками архитекторов и т.д.

Дети дворян обязаны были учиться дальше и осваивали геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школы, посылались за границу для совершенствования знаний и службы на военных кораблях. В 1915 году в Санкт–Петербург были переведены старшие классы школы под названием Морской академии. Всего в Москве и Санкт–Петербурге в этих школах обучалось 800 человек. Это были первые светские школы. Внутренняя жизнь этих школ была встречена населением недоверчиво. Так, даже помещение Сухареву башню – считали жилищем нечистой силы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу. За неявку в школу могли сослать на галерные работы, били батогами, наказывали денежным штрафом. Бежавших из школы, ловили, брали под караул, порой даже отбирали имение в казну. Кроме того, в каждом классе находился дядька, который при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какие звания, а среди питомцев были дети даже самых знатных семей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. При обучении грамоте следовали старым порядкам: сначала учили азбуку, потом часослов, псалтырь – на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно.

Главный метод обучения – заучивание наизусть учебников. Тем не менее эти школы имели свои результаты. Из навигаторов выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметьев и др. Из этой же школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры. Наконец, оттуда вышли и учителя для других школ.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Вызвано это было следующими причинами: В 30-е годы дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получили. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские, кадетские корпуса: Морской и Сухопутный. В 1752 г. На базе Морской академии учрежден был Морской шляхетский корпус для дворян, а Школа навигационных наук ликвидирована. Дворяне были переведены в Морской корпус, дети же «разночинцев» переведены в различные службы.

В 1701 г. В Москве на пушечном дворе учреждается артиллерийская (пушкарская) школа. Сначала там обучались дети разных сословий; впоследствии – преимущественно дворянские дети. В то же время были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже тоже были слиты в одну. А в Петербурге была основана Артиллерийская школа.

Главной задачей этих школ – подготовка к практической деятельности. Ученики жили на «вольных квартирах», порядка в учении было мало, учителя нещадно били своих учеников. Позже артиллерийская и инженерная школы были объединены в одну. Круг дисциплин был расширен за счет введения химии, физики, истории, географии, иностранных языков, танцев, рисования, фейерверочного искусства. Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации. Главный способ наказания – розги в присутствии воспитанников. Способы поощрения – серебряные и позолоченные медали с изображением вензеля Императрицы – Екатерины II. Это в основном было предназначено для отличников.

В 1759 г.был учрежден Пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из 3-х классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер–пажеского) класса на 16 человек. Важным событием в жизни России было учреждение Академии наук в 1725 году. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университеты и гимназии.

Успешно окончившие гимназию должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Основные дисциплины, изучавшиеся в университете, – математика, физика, философия, история, право. Однако процесс преподавания в университете был примитивен. Профессора обычно не читали лекции, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались очень неподготовленными. За грубость студентов секли розгами. Средств на содержание и развитие не хватало. Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 году. При открытии было 100 студентов. 30 лет спустя – 82. В 1765 году значился по спискам один студент на всем юридическом факультете, а год спустя такое же положение на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил диплома, т.к. не выдержал экзамена. Лекции читались европейцами на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет. Один из современников заметил, что там не только нельзя было научиться чему–нибудь, но и можно было утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Ломоносов пытался изменить положение. При жизни ему многое удалось сделать, но после смерти его университет практически перестал существовать, в нем было всего 2 студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру.

Одновременно с университетом были основаны 2 академические гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Разночинцев учили в основном живописи, театральному искусству, пению, музыке. В гимназии для дворян древние классические языки, французский, немецкий, философию, древнюю словесность и многие другие предметы. Уровень преподавания, однако, был очень низким. Как правило, знаниями учащиеся не блистали, но медали получали.

Вот как проходил экзамен по географии: «Товарищ мой спрошен был, куда течет Волга. «В Черное море», – ответил он. Спросили о том же другого. «В Белое», – отвечал он. Сей же вопрос был задан мне. «Не знаю», – ответил я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили». Торжественный акт окончания гимназии без получения медалей был невозможен.

Характер воспитания в гимназиях отличался гуманностью. Педагогам рекомендовалось избегать жестокости и наказаний.

2. Определенное влияние на организацию, содержание, воспитание и образование детей в 18 веке оказывали педагогические теории, развиваемые либо в специальных произведениях о воспитании, либо высказываемые попутно в других сочинениях, либо вытекавшие из практической деятельности отдельных вызывающихся людей.

Рассмотрим некоторые из них.

Посошков Иван Тихонович «изложил целую систему педагогики» в сочинении «Завещание отеческое». Это сочинение есть «Домострой» 18 века, т.к. в нем содержатся наставления, как и в «Домострое» 16 в., касающиеся нравственно–христианской жизни, выполнения обязанностей семейных, церковных и разных призваний и должностей, которые могут быть поручены человеку или. По обстоятельствам жизни, добровольно взяты им на себя.

Так, попавших в руки правосудия разбойников и воров он советует « пытать жестоко», «пытать смертельно, без милосердия», а потом «немедля вершить», т.е. предавать смерти. Стесняться нечего, так Господом велено «злых зле погублять». Если же какой вор не подлежит смертной казни, того просто не освобождать, но класть ему клейма «иглицами на руках и на лице». Раскольникам, даже только сомнительным, также иглицами на обеих руках полагать знаки.

Клеймение, попытки, сжигание, бросание тел на съедение псам – вот меры борьбы с отступниками от веры и законов божьих.

Общий христианский идеал Посошков изображает такими чертами своему сыну: «От всякого зла удаляйся. Так жить навыкай, чтобы никого ничем не оскорбить, ни старого, ни малого, ни богатого, ни бедного. Особенно не нужно лгать, потому что отец лжи – дьявол. Когда едешь на коне, позаботься никого не теснить и с дороги не стиснуть в грязь, ни богатого, ни убогого, даже позаботься о том, чтобы не забрызгивать никого грязью». «И не токма человека люби, но и скота милуй». Если на дорогое наедешь на курицу, роющуюся в песке, не тесни ее, а объезжай, если наедешь на спящую собаку или просто валяющуюся на солнышке, то также объезжай ее, «дабы и псу досаждения каковы не учинити». Деревьев без толку ломать ни больших, ни малых не нужно, засеянную пашню топтать не следует. Дом свой не расширяй чрезмерно, чтобы не уменьшить света у соседа, не утеснить его. На поклоны непременно всем отвечай, даже детям, да непременно сняв шапку: «не буди шапка твоя пригвождена к главе твоей»; за подарки отдаривай вдвое. Словом всякому человеку нужно делать добро, знакомому и незнакомому, другу и недругу, миловать животных, не истреблять без толку растений. «Богу бо ничто тако не любезно, яко милосердие». «Буди ко всем людям нисходителен».

Делая наставления о том, как себя вести в различных жизненных положениях, Посошков особенно настаивает на необходимости честного посильного труда, работы неустанной, правильной, не за страх, а за совесть. Будет ли то труд простой, физический или духовный, административный, всюду и всегда трудись вовсю, честно, всею христианской правдой работай.

Самое главное в воспитании у Посошкова «учить детей неоплошно и держать их в великой грозе, первое, чтобы пред Богом трепетали, а второе, чтобы и родителей боялись, одного их взгляда». Древние святые повелевали детей своих бить нещадно, поэтому учи их добродетели и строго наказывай. Не только сам не играй с детьми, но и не пускай их на улицу играть с товарищами. Всего больше Посошков боится собственной детской воли, детской свободы и самостоятельности, которые представляются ему своеволием. А потому держи крепко детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, а по воле родительской. Имя для родившихся следует избирать бого святого, в какой день родится. Посошков советует избирать малоупотребительные имена, чтобы святые за неудобство имени не были в пренебрежении (Созонт, Доримедонт, Акила, Урван, Епимах и др.).

С самого начала первыми словами дитяти должны быть не тятя, не мама, но «Бог на небе». Взяв руки дитяти, указуй ему на небо и говори: «Бога бойся, ни с кем не бранися, не дерися. Бог с неба смотрит и, что бы ни сделаешь, видит; и языка своего не выставляй: Бог за то тебя убьет».

Но в педагогических взглядах Посошкова есть некоторые новшества. Так, он предлагает учить славянскому чтению, письму, грамматике, выкладке цифирной до деления, латинской грамоте и языку, или греческому, или польскому, а потом нужно учить художеству, к какому кто способен. Особенно же полезно учить рисовать. Физическое воспитании должно быть построено просто: ни богатых, ни легких одежд не нужно, « пищами сладостными детей своих не весьма питай, но обучай их к ядению суровых ядей, понеже суровых яди приносят человеку здоровие и долголетие». От вина нужно особенно остерегать детей…

Таким образом, Посошков есть воплощенное педагогическое противоречие. С одной стороны, он проповедник и защитник гуманности. Не тронь собаку, курицу. Но с другой стороны, он остается верен законам Ветхого завета, Домострою 16 в.: детей бей нещадно, сокрушай им ребра. Древа не ломай, а детскую волю сломи,

Не менее интересны педагогические взгляды Татищева Василия Никитича.Педагогика Татищева – педагогика утилитарная, и все его жизненные воззрения проникнуты грубым петровским началом непосредственной практической пользы и профессионализма.

В «Разговоре о пользе науки и училищ» Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, каковое возможно только при помощи науки. Познание себя необходимо для нашего будущего и настоящего благополучия, а следовательно наука полезна всем. А т.к. науку в то время уважали мало, Татищев считает нужным доказать ее пользу для государства вообще и для отдельных сословий в частности.

Татищев разъясняет пользу науки для правильного понимания веры, что не знавшие науки, искажали веру. Истинная философия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку. Наука полезна для управления государством, для правящего класса, а также для простого люда прежде всего для укрепления в нем добрых нравов. Незнание или же глупость вредит успеху и личности, и общества. Самая же сущность науки заключается в ее практической полезности. Поэтому науки Татищев разделяет на полезные, нужные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки: домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие. Полезные науки: письмо, грамматика, красноречие, изучение иностранных языков, история, генеология, география, ботаника, анатомия, физика, химия. Щегольские: стихотворство, музыка, танцевание, знаменование (живопись). Любопытные: астрономия, физиономика, хиромантия, алхимия.

Вредные: гадание, волшебства разного рода, некромантия (вещание через мертвых), гидромантия (вещание через воду), аеромантия (вещание через воздух), пиромантия (вещание через огонь).

Педагогика Татищева была не только узко утилитарной, но и резко сословной. Главные заботы его были об образовании дворянства. Кроме того, в указании состава образовательного курса Татищев оказывается двойственным: с одной стороны, он допетровский педагог, судя по обилию указываемых им занятий религиозно–церковного характера, а с другой – новатор: он вводит в курс неслыханные до Петра предметы: артиллерия, фортификация, воинские законы.

Что касается народных масс, то по его мнению, крестьянских детей обоего пола следует учить от 5 до 10 лет грамоте и письму, а от 10 до 15 лет – ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужчин и женских семинариях; за ними должны следовать школы для «предуготовления к высоким наукам и, наконец, две академии или университеты, предназначенные для произведения в совершенство знания, а еще, корпус кадетов».

Наши рекомендации