II. Создание проблемной ситуации.
— Мы сегодня познакомимся с падежом, про который герой стихотворения Г. Граубина Лежебокин сказал:
«Такой падеж... Делиться чем-нибудь
Я с детства не терплю: С друзьями
Давать, Не люблю».
— О каком падеже идет речь? (О дательном падеже.)
III. Орфографическая разминка
Л..стопа..
Опавш..й л..ствы —С ..синки...
разг..вор еле слыпг.н: —С черемухи...
— Мы с кленов... — С дуба...
— Мы с яблонь... —С б..резы...
Мы с вязов... —Везде л.:стопа-..:
Мы с вишень... на п..роге— м..розы...
Ю. Капотов
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Определите падеж имен существительных.
—- Определите значение имен существительных в родительном падеже.
IV. Чистописание
ж..лтый кр.. спеет пурпурный
— Какое слово лишнее? Почему?
Словарная работа:
Пурпурный — темно-красный или ярко-красный с фиолетовым отливом, багряный.
Лес горит на солнце пурпурным, красным, нежно-желтым, золотистым огнем.
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Обозначьте части речи.
V. Работа с учебником
Знакомство с особенностями дательного падежа.
1. Учитель показывает конверт и предлагает определить, в каком падеже стоят имена существительные, обозначающие фамилию, имя и отчество человека, кому адресуется письмо.
2. Упр. 107, с. 68. Письменные ответы на вопросы с выполнение грамматического задания.
3. Упр. 108, с. 68; упр. 109, с. 69.
— На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? В каких случаях они употребляются? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? Какие смысловые вопросы можно поставить к именам существительным в дательном падеже?
Физкультминутка
4. Письмо под диктовку:
Золотой дождь
Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шумит золотой дождь.
По Н. Сладкову
— Почему дождь назван золотым?
— Подчеркните однородные сказуемые, объясните постановку знаков препинания.
— Определите падеж имен существительных. Над существительными в дательном падеже поставьте знак «+».
5. Самостоятельная работа.
— Спишите, поставьте имена существительные в скобках в нужном
падеже. Выделите окончания имен существительных.
I вариант
1) К кому вы идете? (Зина, Таня, Надя, бабушка, тетя, подруга.)
2) К кому спешит девочка? (Мама, брат, сестра, дядя, дедушка, папа.)
II вариант
1) Кому ты хочешь написать письмо? (Вася, Олег, Семен, Витя, Настя, Роман.)
2) К чему подъехали? (Магазин, пасека, роща, лес, озеро, река.)
6. Упр. 110, с. 70.
— Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в дательном падеже.
Физкультминутка
7. Упр. 111, с.70. Письмо с комментированием.
8. Письмо по памяти:
Л..стопа..! Л..стопа..! - :,
Лес ..сенний конопат.
Нал..тели конопушки
Стали рыж..ми опушки.
Вет.р мимо пр..л.тал
Вет..р лесу пр..ш..птал:
— Все рыж..нки оборву
..бросаю их (в) тр..ву!
Н.Егоров
— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
— Прочитайте сложное предложение, выделите в нем грамматические основы.
— Подчеркните однородные члены. На какие вопросы они отвечают?
— Определите падеж имен существительных.
VI. Рефлексия
1. Игра «С какого дерева?». Учитель показывает рисунки с изображением листьев, а ученики определяют, с какого дерева этот листок.
2. Расскажите о дательном падеже по плану: 1) вопросы; 2) предлоги; 3) окончания; 4) член предложения.
3. Игра «Кто получил подарки?».
— Определите в предложении, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже.
Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке,
(Ответ: Подарки получили бегемотики и мартышки.)
Домашнее задание
Упр. 112 с. 70
Урок 22. Тема: Винительный падеж имен существительных.
Цели:Познакомить учащихся с винительным падежом имен существительных, вопросами, на которые он отвечает, предлогами, с которыми употребляется, формировать умение определять существительные в винительном падеже в словосочетаниях и предложениях; развивать речь уч-ся; показать красоту осенней природы.
Ход урока
I. Организационный момент