Педагогический анализ урока

Педагогический анализ урока должен включать оценку всех сторон деятельности практиканта на уроке.

Примерная схема анализа урока

№ п/п Содержание урока Практическое проведение
1. Подготовка к уроку
1. Наличие конспекта, его качество, внешний вид. Конспект проверен и допущен методистом к проведению урока.
2. Содержание учебного материала, его соответствие планируемой документации. Учебный материал не соответствует документам планирования.
3. Внешний вид практиканта, четкость команд, организаторские умения, собранность. Аккуратен, проявил организаторские способности.
4. Подготовка мест занятий. Прыжковая яма подготовлена к занятиям.
5. Соответствие гигиенических условий. Зал (площадка соответствует гигиеническим требованиям).
6. Обеспеченность инвентарем, снарядами. В достаточном количестве (мячи, гимнастические скамейки).
2. Подготовительная часть урока
1. Своевременность начала урока.  
2. Организованность построения и его характеристика.  
3. Рапорт дежурного, сообщение задач урока.  
4. Упражнения на внимание, строевые упражнения.  
5. Перестроения (организация и необходимость).  
6. Ходьба, бег, ОРУ – их методическое обоснование, соответствие задачам.  
7. Выбор учителем своего места расположения, манера держаться, оправданное использование методов проведения урока.  
8. Решение образовательных задач при выполнении построения, ходьбы, бега, ОРУ.  
9. Организация занимающихся (степень использования площади зала, применение технических средств).  
10. Контроль за осанкой и качеством выполнения упражнений.  
11. Голос учителя (четкость команд, распоряжений, понятность речи).  
12. Активность учеников на уроке.  
13. Усвоение нового учебного материала (частично, полностью, с ошибками).  
14. Предупреждение травматизма и соблюдение техники безопасности.  
15. Время, затраченное на подготовительную часть.  
3. Основная часть урока
1. Перестроение (четкость, быстрота, целесообразность).  
2. Организация основной части урока (установка снарядов, смена мест занятий, распределение по снарядам).  
3. Объяснение техники (применение наглядности), целесообразность объяснения. Эффективность использования методов обучения.  
4. Выполнение заданий (фронтальный, групповой, круговой и т.д.), их целесообразность.  
5. Методика дозирования нагрузки (длительность, интенсивность, количество повторений, амплитуда движений, темп выполнения, паузы между упражнениями, сериями упражнений, их целесообразность).  
6. Осуществление индивидуального подхода, исправление ошибок, наказание, поощрение.  
7. Оказание помощи и страховки (участвуют ли ученики).  
8. Степень усвоения учебных заданий.  
9. Отношение учеников к занятиям (активность, сознательный интерес и т.д.).  
10. Решение образовательных задач (изучение техники, развитие физических качеств).  
11. Уделяется ли внимание на формирование навыка правильной осанки.  
12. Решение поставленных в уроке воспитательных задач (воля, дистанция, трудолюбие и т.д.).  
13. Перестроения для выполнения новых заданий (четкость, характер, обоснованность).  
14. Соблюдение техники безопасности в основной части урока.  
15. Проверка домашних заданий.  
16. Время, затраченное на основную часть урока.  
17. Уборка инвентаря (организованность, четкость, быстрота).  
4. Заключительная часть урока
1. Ходьба, ОРУ, направление на восстановление дыхания, расслабление, внимание.  
2. Подведение итогов урока, указания на ошибки, оценка, задание на дом.  
3. Выход из зала (организованный или нет).  
4. Выставление оценок в дневники (если есть необходимость).  
5. Время, затраченное на заключительную часть.  
5. Оценка урока
1. Наличие планируемой документации.  
2. Правильность постановки и степень решения задач на уроке.  
3. Организация учебной деятельности: разнообразие методов и средств развития интереса, формирования навыков и умений, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход.  
4. Педагогический такт, сдержанность, выдержка, умение объяснить задание, исправить ошибки и т.п.  
5. Наличие у студентов профессиональных знаний и умений.  
6. Внешний вид, манера держаться, речь.  
7. Психологический климат в классе (деловой, дружелюбный, творческий контакт с детьми или наоборот).  

Выводы и замечания по уроку: приводятся наиболее важные замечания и допущенные ошибки при подготовке, написании конспекта и проведении занятий, по выполнению поставленных задач, по деятельности педагога, по общей оценке урока.


Приложение И

Содержание отчета по практике

Ф.И.О.

1. Отвечает ли база необходимым требованиям для проведения практики (материально-техническая база, контактность учителей ФК и классных руководителей).

2. Сведения о количестве проведенных учебных занятиях.

3. Что было наиболее трудного для Вас в проведении занятий?

4. Какие физкультурно-оздоровительные или спортивно-массовые мероприятия Вами проведены? Где? С кем? (указать контингент участников).

5. Какие задания практики оказались наиболее сложными? Какие из них оказались невыполнимыми? Почему?

6. Какие знания и умения Вы приобрели или усовершенствовали на практике?

7. Какую пользу от практики Вы получили?

8. Ваши предложения по совершенствованию содержания практики.

9. Ваши замечания по организации практики.

10. На какие вопросы подготовки специалиста, по Вашему мнению, необходимо обратить внимание в оставшееся время учебы в университете?


Приложение К

Учреждение образования

_______________________________________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА

_____________________________________________________

(Ф.И.О)

Студента ____курса ____группы факультета ________________________________

В период практики _____________________________________________

с «___»__________20___г. по «___»_______20___г. студент проявил себя________________________________________________________

(Оценка отношения к практике, своевременность выполнения заданий и поручений, уровень теоретической и технической подготовленности, качество выполнения программы практики, активность в работе, инициативность, дисциплинированность).

Проведенные практикантом занятия показали_______________________________________________________________________

(Организаторские умения и навыки, умение управлять коллективом, творческий подход к построению и проведению занятий, характер педагогических требований и педагогический такт, инициативность и активность в организации различных массовых и спортивных мероприятий, участие в пропаганде и агитации ФКиС).

Деятельность студента___________________________________________________

В период практики оценена на_____________________________________________

Руководитель практики_________________ /________________________/

Методист университета_________________ /_________________________/

«____»________________________20___г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.. 11

Раздел 1.1. Введение в теорию и методику физического воспитания. 11

Раздел 1.2. Система физического воспитания в Республике Беларусь. 23

Раздел 1.3. Организационно-методическая структура процесса физического воспитания 32

Раздел 1.4. Методология и методы научного исследования. 43

Раздел 1.5. Функции и принципы физического воспитания. 55

Раздел 1.6. Формы построения занятий в физическом воспитании. 65

Раздел 1.7. Средства физического воспитания. 76

Раздел 1.8. Методы физического воспитания. 89

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.. 109

Раздел 2.1. Основы методики обучения двигательным действиям.. 109

Раздел 2.2. Развитие физических качеств и формирование способности к их проявлению 123

Подраздел 2.2.1. Выносливость и методика ее развития. 125

Подраздел 2.2.2. Сила и методика ее развития. 132

Подраздел 2.2.3. Быстрота и методика ее развития. 141

Подраздел 2.2.4. Ловкость (координация) и методика ее развития. 147

Подраздел 2.2.5. Гибкость и методика ее развития. 151

Подраздел 2.2.6. Развитие физических качеств при произвольном расслаблении мышц 153

Раздел 2.3. Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания. 158

Раздел 2.4. Теоретические и методические основы формирования мотивов физкультурной активности личности. 176

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ.. 187

Раздел 3.1. Основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 187

Раздел 3.2. Физическое воспитание учащихся в учреждениях общего среднего образования 211

Подраздел 3.2.1. Содержание учебного предмета «физическая культура и здоровье» по ступеням общего среднего образования. 220

Подраздел 3.2.2. Планирование учебного процесса и учет физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. 240

Подраздел 3.2.3. Педагогический контроль при занятиях физической культурой учащихся 249

Раздел 3.3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися 260

Подраздел 3.3.1. Основы группы циклических видов спорта. 270

Подраздел 3.3.2 Основы группы ациклических видов спорта. 277

Подраздел 3.3.3 Основы смешанной группы видов спорта (спортивные игры) 284

Раздел 3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ... 289

Раздел 3.5. Физическое воспитание студенческой молодёжи. 296

Раздел 3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни. 308

Раздел 3.7. Организационные аспекты формирования умений и навыков студентов к практической деятельности в области физической культуры, спорта и туризма. 319

ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ.. 331

Раздел 4.1. Физическое воспитание в период трудовой деятельности. 331

Раздел 4.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка. 347

Раздел 4.3. Физическое воспитание в зрелом, пожилом и старшем возрасте. 353

Раздел 4.4. Объекты физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения. 370

Приложение А.. 381

Приложение Б. 383

Приложение В.. 385

Приложение Г. 387

Приложение Д.. 389

Приложение Е.. 391

Приложение Ж... 394

Приложение З. 397

Приложение И.. 400

Приложение К.. 401

[1] Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физ. культуры: Т.1: Общие основы теории и методики физического воспитания / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – Москва: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.

[2] Теория и методика физического воспитания: учеб. для пединститутов / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 380 с.

[3] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

[4] Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта: Т.2: Методика физического воспитания различных групп населения / Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 392 с.

[5] Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г. № 125-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 2/2123) <H11400125>.

[6] Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – Т. 3. – М.: Физкультура и спорт, 1963. – С. 226.

[7] Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ.: Т. 1 / под. общ. ред А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 399 с.

[8] Харабуга, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для техникумов физической культуры / Под. ред. Г.Д. Харабуги. – Москва: Физкультура и спорт, 1974. – 320 с.

[9] Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физ. культуры: Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – Москва: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.

[10] Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта: Т. 2: Методика физического воспитания различных групп населения / Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 392 с.

[11] Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах: учебно-методическое пособие: / Р.И. Купчинов. – Минск: БНТУ, 2006. – 279 с.

[12] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 6.

[13] Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1956. – 326 с.

[14] Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

[15] Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – С. 53–64.

[16] Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры / А.М. Максименко. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – С. 14–15.

[17] Чiженок, Т.М. Теорiя i методика фiзичного виховання у структурно-логiчних схемах: навчальний посiбник для студентiв напрямiв пiдготовки «Фiзичне виховання», «Здоров’я людини», «Спорт» / Т.М. Чiженок, Ю.О. Коваленко. – Запориiжжя: ЗНУ, 2012. – 216 с.

[18] Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. 2-е изд. – М.-Л. – 1954. – 638 с.

[19] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 10.

[20] Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г. № 125-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 2/2123) <H11400125>.

[21]Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 76.

[22] Андриади, И.П. К проблеме содержания образования в физкультурных вузах // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет. – М.: ГЦОЛИФК, 1993. – С. 126–140.

[23] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 32–39.

[24] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 543 с.

[25] Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ.: Т. 1 / под. общ. ред А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 399 с.

[26] Моторин, А.Н. Об исследовании общедвигательной координации у человека. / А.Н. Моторин. // Теория и практика физической культуры, 1965, № 12. – С. 41–42.

[27] Фурманов, А.Г. Технические средства и тренажёры в спортивных играх. Методические рекомендации / А.Г. Фурманов. – Минск: НМС, 1974. – 53 с.

[28] Абалаков, В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники / В.М. Абалаков. – М.: Физкультура и спорт, 1960. – 40 с.

[29] Словарь прикладной социологии / Сост. К.В. Шульга; редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. – Минск: Университетское, 1984. – С. 5–8, 41–43, 87, 104–107.

[30] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – С. 365–368.

[31] Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (І–ІV ступени, возраст 7–21 год) / авт.-разраб. В.Н. Кряж, З.С. Кряж. – Минск, 1999. – С. 3–74.

[32] Словарь русского языка: в 4 т. –Т. 3.– М.: Русский язык, 1987. – С. 156.

[33] Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 87–88.

[34] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические основы спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 105–109.

[35] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические основы спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 103–105.

[36] Организация физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся: сборник нормативных документов. – Мн. 1997. – С. 86-91.

[37] Куприян, В.К. Формирование компетенций у учащихся общеобразовательных учреждений, необходимых для самостоятельных занятий физической культурой / В.К. Куприян // Формирование здорового образа жизни, организация физкультурно-оздоровительной работы с населением: Материалы Международной научно-практической конференции. – Витебск, УО «ВГТУ», 2007. – С. 82-84.

[38] Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов факультета физической культуры пед. ин-тов / под редакцией Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 30–42.

[39] Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 40–58.

[40] Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические сочинения / И.М. Сеченов. – М., 1947. – С. 71.

[41] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 343 с.

[42] Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 50–57.

[43] Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак-та физ. культуры пед. ин-тов / под ред. В.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1996. – С.75–96.

[44] Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культуры / В.М. Выдрин [и др.]; под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 36–47.

[45] Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 40 с.

[46] Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 69–77.

[47] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 50–58.

[48] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 229–232.

[49] Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов физического воспитания и спорта: в 2 т. / под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания. – К.: Олимпийская литература, 2003. – С. 22–110.

[50] Теория и методика физической культуры (курс лекций): учеб. пособие для аспирантов и студентов высших и средних учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб, 1998. – С.78–90.

[51] Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 69–77.

[52] Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – С. 97–104.

[53] Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. – Мн.: Высшая школа, 1985. – 256 с.

[54] Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 193 с.

[55] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 64–74.

[56] Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 92–106.

[57] Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 1. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

[58] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 114–158.

[59] Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – С. 111–127.

[60] Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 72–105.

[61] Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина.– М.: Советский спорт, 2004. – С.92–106.

[62] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 114–158.

[63] Теория и методика физического воспитания: учебник / под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – Москва: Физкультура и спорт, 1967. – С. 168, 198–200, 210–212.

[64] Гужаловскиий, А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека / А.А. Гужаловский: Актовая речь на научной сессии, посвященной презентации АФВиС Республики Беларусь. – Минск: АФВиС, 1993. – 21 с.

[65] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[66] Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. – Москва: Наука, 1972. – 312 с.

[67] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[68] Меерсон, Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации / Ф.З. Меерсон // Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии. – Москва: Наука, 1986. – С.10–22.

[69] Романенко, В.А. Определение тепловой устойчивости спортсменов методом прогнозирования / В.А. Романенко, В.А. Максимович // Теория и практика физической культуры. – 1976. – № 5. – С. 21.

[70] Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. Под общей редакцией. Учебник. – Т. 1. – Москва: Физкультура и спорт, 1967. – 399 с.

[71] Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, В.А. Бендет. – Киев: Здоровье, 1975. – 255 с.

[72] Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – Москва: Медицина, 1988. – 250 с.

[73] Виру, А.А. Аэробные упражнения / А.А. Виру, Т.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 143 с.

[74] Ракитина, Р.И. Физическая тренировка в группах здоровья / Р.И. Ракитина, В.В. Бованенко, Г.А. Буткевич и др. – Киев: Здоровье, 1989. – 95 с.

[75] Pollok, M.Z. The guantification of endurance training programs / M.Z. Pollok // Exercise and Sports Sciences Reviews. – 1983. – Vol. 5. – P. 155–188.

[76] Sheprod, D.W. Complete Conditioning / D.W. Sheprod, H.G. Knuttgen // The nononsense guide to fitness and good health. – Reabing, Addison. Wesleu Pybl. Cj, 1976.

[77] Fox, E.Z. The physiological Basis of Physical Education and Athletics / E.Z. Fox, D.K. Mathews. – Philadelphia, Saunders Co, 1981.

[78] Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. – Донецк: УКЦентр, 1999. – 335 с.

[79] Волков, Н.И. Биоэнергетические основы тренировки хоккеистов высокой квалификации: учебное пособие для студентов специализаций и слушателей высшей школы тренеров ГЦОЛИФК / Н.И. Волков, А.Ю. Бужетин. – Москва: ГЦОЛИФК, 1986. – 64 с.

[80] Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1956. – 326 с.

[81] Теория и методика физического воспитания: учебник / под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – Москва: Физкультура и спорт, 1967. – С. 168, 198–200, 210–212.

[82] Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. – Донецк: УКЦентр, 1999. – 335 с.

[83] Медведев, А.С. Оптимизация и управление тренировочным процессом тяжелоатлетов на современном этапе: Лекция / А.С. Медведев. – Москва: ГЦОЛИФК, 1989. – 39 с.

[84] Городниченко, Э.А. Возрастные особенности физиологических изменений дыхательной функции у лиц женского пола при статической нагрузке / Э.А. Городниченко // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 1. – С. 17–18.

[85] Сонькин, В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений / В.Д. Соникин // Теория и практика физической культуры. – 1991. – № 2. – С. 32–39.

[86] Волчецкий, Э.И. Развивая силу / Э.И. Волчецкий // Физическая культура в школе. – 2000. – № 2. – С. 46–48.

[87] Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. – Донецк: УКЦентр, 1999. – 335 с.

[88] Коробков, А.В. Упражнение. Утомление. Восстановление / А.В. Коробков. – Москва: УДН, 1980. – 64 с.

[89] Власова, И.А. Оздоровительные тренировки в пожилом возрасте: энергосберегающая технология спортивной медицины / И.А. Власова, Г.И. Губин // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2009. – № 1. – С. 12–14.

[90] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[91] Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 143 с.

[92] Сурков, Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков. – Москва: Физкультура и спорт, 1984. – 125 с.

[93] Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е.И. Бойко. Москва: Медгиз, 1964. – 288 с.

[94] Менхин, Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий / Ю.В. Менхин: дисс. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. – М., 1991. – 236 с.

[95] Абзалов, Р. Развитие скоростных способностей / Р. Абзалов // Спорт в школе. – 2009. – № 9. – С. 8–11.

[96] Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. – Донецк: УКЦентр, 1999. – 335 с.

[97] Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. Под общей редакцией. Учебник. – Т. 1. – Москва: Физкультура и спорт, 1967. – 399 с.

[98] Апокин, В.В. Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста: Физическое воспитание школьника / В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 4. – С. 49–51.

[99] Сонькин, В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений / В.Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. – 1991. – № 2. – С. 32–39.

[100] Абзалов, Р. Развитие скоростных способностей / Р. Абзалов // Спорт в школе. – 2009. – № 9. – С. 8–11.

[101] Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 218 с.

[102] Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – Москва: Медицина, 1975. – 243 с.

[103] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[104] Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. Под общей редакцией. Учебник. – Т. 1. – Москва: Физкультура и спорт, 1967. – 399 с.

[105] Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. – Донецк: УКЦентр, 1999. – 335 с.

[106] Лях, В.И. Способность к проявлению двигательных реакций: онтогенетическое изменение и возможности тренировки (обзор работ авторов ГДР) / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 10. – С. 55–57.

[107] Власова, И.А. Оздоровительные тренировки в пожилом возрасте: энергосберегающая технология спортивной медицины / И.А. Власова, Г.И. Губин // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2009. – № 1. – С. 12–14.

[108] Алтер, Майкл Дж. Наука о гибкости: учебное пособие / Майкл Дж. Алтер; пер. с англ. Г. Гончаренко. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 424 с.

[109] Иашвили, А.В. Активная и пассивная гибкость у спортсменов различных специализаций / А.В. Иашвили // Теория и практика физической культуры. – 1982. – № 7. – С. 21–24.

[110] Федоров, В.Л. Об элементах произвольного расслабления скелетных мышц / В.Л. Федоров // Физиологический журнал СССР, – 1962. – № 3. – С. 357–359.

[111] Фурманов, А.Г. Исследование взаимосвязи произвольного расслабления мышц и физических качеств при их совершенствовании / А.Г. Фурманов. – Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Москва, 1969. – 19 с.

[112] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[113] Федоров, В.Л. Об элементах произвольного расслабления скелетных мышц / В.Л. Федоров // Физиологический журнал СССР. – 1962. – № 3. – С. 357–359.

[114] Ловицкая, И.В. Обучение произвольному расслаблению мышц в процессе физической подготовки / И.В. Ловицкая. – Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ленинград, 1959. – 24 с.

[115] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[116] Фурманов, А.Г. Исследование взаимосвязи произвольного расслабления мышц и физических качеств при их совершенствовании / А.Г. Фурманов. – Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Москва, 1969. – 19 с.

[117] Федоров, В.Л. Об элементах произвольного расслабления скелетных мышц / В.Л. Федоров // Физиологический журнал СССР. – 1962. – № 3. – С. 357–359.

[118] Зациорский, В.И. Физические качества спортсмена / В.И. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1966. – С. 7, 80–81, 112–114, 169–177.

[119] Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. / І.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – С. 445.

[120] Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. / І.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – С. 461.

[121] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 20–21.

[122] Теория и методика физической культуры: учеб. / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 196.

[123] Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 145–146.

[124] Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. / І.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – С. 452–453.

[125] Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 306.

[126] Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 408–409.

[127] Электронный ресурс, размещенный на http://www.allbest.ru

[128] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 31.

[129] Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – С. 279.

[130] Электронный ресурс, размещенный на http://www.allbest.ru

[131] Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 31.

[132] Кривцун-Левшина, Л.Н. Система показателей оценки социальной активности личности в оздоровительной физической культуре // Матер. Междун. науч.-практ. конф.: Опыт и современные технологии в развитии оздоровительной физической культуры, спортивных игр и туризма. – Минск: БГУИФК, 2009. – С. 128–130.

[133] Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – С. 88.

[134] Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – С. 97.

[135] Антонян, Ю.М. О сущности мотивов / Ю.М. Антонян // Философские науки. – 2009. – № 5. – С. 69–78.

[136] Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – С. 10–91.

[137] Акопов, Э.Л. О характере человеческой деятельности / Э.Л. Акопов // Социальная активность и человеческий фактор. – Краснодар, 1987. – С. 22.

[138] Келишев, И.Г. Внутригрупповые симпатии как начальные мотивы занятий спортом / И.Г. Келишев // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР. – М., 1977. – С. 46–48.

[139] Соколов, В.А. Источники физкультурно-спортивной активности молодежи / В.А. Соколов. – Минск: Полымя, 1987. – С. 229.

[140] Кривцун-Левшина, Л.Н. Система показателей оценки социальной активности личности в оздоровительной физической культуре // Матер. Междун. науч.-практ. конф.: Опыт и современные технологии в развитии оздоровительной физической культуры, спортивных игр и туризма. – Минск: БГУИФК, 2009. – С. 128–130.

[141] Котляров, И.В. Социологический анализ мотивов достижения спортсменами высоких результатов: методологический аспект / И.В. Котляров // Проблемы совершенствования научно-исследовательской и методической работы. – Минск: АФВиС, 1994. – С. 236–237.

[142] Рипа, М.Д. Некоторые социальные факторы формирования физкультурных и спортивных интересов / М.Д. Рипа // Теория и практика физической культуры. – 1971. – № 10. – С. 45–47.

[143] Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учебное пособие для студентов / Р.И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – С. 51–52.

[144] Кривцун-Левшина, Л.Н. Агитационно-пропагандистская деятельность как фактор валеологического образования в вузе / Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун // Наука. Образование. Технологии-2008: матер. междун. н.-практ. конф. – Кн. 3: Актуальные проблемы реформирования педагогического образования / редколл. Н.В. Зайцева (гл. ред.) и др. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – С. 200–203.

[145] Кривцун-Левшина, Л.Н. Система показателей оценки социальной активности личности в оздоровительной физической культуре // Матер. Междун. науч.-практ. конф.: Опыт и современные технологии в развитии оздоровительной физической культуры, спортивных игр и туризма (5 июня 2009 г., г. Минск). – Минск: БГУИФК, 2009. – С. 128–130.

[146] Усов, И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра / И.Н. Усов. – Минск: Беларусь, 1994. – 446 с.

[147] Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аскарина. – М.: Медицина, 1969. – 255 с.

[148] Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 170 с.

[149] Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 399 с.

[150] Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Электронный ресурс]. – / http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media. – Дата доступа 10.10.2013.

[151]Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аскарина. – М.: Медицина, 1969. – 255 с.

[152] Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

[153] Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. – М.: Медицина, 1967. – 476 с.

[154] Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

[155] Крестовников, А.Н. Физиология человека [Электронный ресурс]. – www.ozon.ru/context/detail/id. Дата доступа 10.10.2013.

[156] Красногорский, Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка [Электронный ресурс]. – gnpbu.ru/Dates. Дата доступа 10.10.2013.

[157] Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

[158] Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

[159] Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2001. – 95 с.

[160] Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» от 29.05.2009 г. // Физическая культура и здоровье, 2009. – № 3. С. 3–8.

[161] Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 107–126.

[162] Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. –Киев: Здоровье, 1987. – 224 с.

[163] Физическая культура и здоровье учащихся. Ч. 1. Основы знаний: пособие для учителей физической культуры / М.Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. М.Е. Кобринского и А.Г. Фурманова. – Минск: МЕТ, 2011. – С. 22–32.

[164] Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – С. 20–21.

[165] Теория и методика физической культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2003. – С. 236–252.

[166] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2013 / 2014 учебном году»: текст по состоянию на 24 мая 2013 г. – С. 3–7.

[167] Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976, Ч. 1. – С. 273–274.

[168] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2013 / 2014 учебном году»: текст по состоянию на 24 мая 2013 г. – С. 7–9.

[169] Кряж, В.Н. Принципы физического воспитания как основания отбора и структурирования содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» / В.Н. Кряж // Фундаментальные и прикладные основы физической культуры и теории спорта (научно-педагогическая школа А.А. Гужаловского): материалы Междунар. научно-методической конференции, Минск, 10–11 апреля 2008 г. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) и др. Минск: БГУФК, 2008. – С. 58–62.

[170] Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье» от 29.05.2009 г. // Физическая культура и здоровье. – 2009. – № 3. С. 9–26.

[171] Физическая культура и здоровье. I-ХI классы: учеб. программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / Нац. ин-т образования. – Минск, 2008. – 159 с.

[172] Физическая культура и здоровье учащихся. Ч. 1. Основы знаний: пособие для учителей физической культуры / М.Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. М.Е. Кобринского и А.Г. Фурманова. – Минск: МЕТ, 2011. – С. 176–209.

[173] Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 107–126.

[174] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2013 / 2014 учебном году»: текст по состоянию на 24 мая 2013 г. – С. 7–9.

[175] Физическая культура и здоровье учащихся. Ч.1. Основы знаний: пособие для учителей физической культуры / М.Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. М.Е. Кобринского и А.Г. Фурманова. – Минск: МЕТ, 2011. – С. 176–209.

[176] Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье» от 29.05.2009 г. // Физическая культура и здоровье, 2009. – № 3. – С. 9–26.

[177] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2013 / 2014 учебном году»: текст по состоянию на 24 мая 2013 г. – С. 7–9.

[178] Требования к организации уроков «Физическая культура и здоровье» с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Физическая культура и здоровье, 2009. – № 3. – С. 54–55.

* Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», присутствуют на них и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

[179] Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976, Ч. 1. – С. 267–291.

[180] Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языками обучения. Физическая культура и здоровье. V–XI классы. Минск: Министерство образования, 2012. – 81 с.

[181] Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языками обучения. Физическая культура и здоровье. V-XI классы. Минск: Министерство образования, 2012. – 81 с.

[182] Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры: метод. пособие / В.С. Овчаров. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 200 с.

[183] Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 107–126.

[184] Наскалов, В.М. Теория и методика физического воспитания: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04 и слушателей ИПК. В 2 ч. Ч. 2 / В.М. Наскалов. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 208 с.

[185] Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

[186] Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – С. 171–172.

[187] Балябо, В.В. Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении / В.В. Балябо, А.Д. Канищев, В.С. Овчаров. Методические рекомендации. – Минск, 2008. – С. 7.

[188] Балябо, В.В. Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении / В.В. Балябо, А.Д. Канищев, В.С. Овчаров. Методические рекомендации. – Минск, 2008. – С. 7–8.

[189] Иванченко, Е.И. Основы системы спортивной тренировки: учеб.-метод. пособие / Е.И. Иванченко: Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2012. – С. 28.

[190] Гимнастика: учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Миронова. – Минск: БГУФК, 2007. – 250 с.

[191] Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. завед / [М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.]; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.

[192] Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под ред. М.Л. Украна и А.М. Шлемина. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 422 с.

[193] Гимнастика в школе: учеб. пособие / В.И. Загревский, В.В. Шутов, Ю.М. Бойко, О.И. Загревский. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 202 с.

[194] Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под ред. М.Л. Украна и А.М. Шлемина. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 422 с.

[195] Овчаров, В.С. Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся. Методические рекомендации / В.С. Овчаров. – Минск: РЦФВиС, 2004. – 77с.

[196] Шестакова, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / М.П. Шестакова. – М.: Прогресс, 2002. – 150 с.

[197] Беспутчик, В.Г. Средства аэробики в физическом воспитании школьников: учеб.-метод. пособие / В.Г. Беспутчик, В.Р. Бейлин. – Минск, 1997. – 124 с.

[198] Гориневский, В.В. Избранные произведения. Т.1. / В.В. Гориневский. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 318 с.

[199] Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М. Физическая культура, 2005. – С. 10.

[200] Физическая культура: типовая учебная программа для высш. учеб. заведений / сост.: В.А. Коледа [и др.]; под ред. В.А. Коледы. – Минск: РИВШ, 2008. – 60 с.

[201] Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений, тт. I-V. – М.: Наука, 1955. – 486 с.

[202] Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А.И. Пискунова / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 428 с.

[203] Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 1983. – 120 с.

[204] Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270 с.

[205] Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М.: Физическая культура и спорт, 1979. – 227 с.

[206] Ким, В.Г. Двигательная активность – жизненно необходимо / В.Г. Ким // Среднее специальное образование. – 1987. – № 9. – С. 27–28.

[207] Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.

[208] Мусаелов, Н.А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / Н.А. Мусаелов, Л.Н. Нифонтова. – М.: Профиздат, 1985. – 152 с.

[209] Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.

[210] Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студ. вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – С. 53–64.

[211] Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006. – 311 с.

[212] Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

[213] Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.

[214] Белинович, В.В. Огранизационно-методические указания по научному исследованию вопросов производственной гимнастики / В.В. Белинович. – М.: Профиздат, 1961. – 26 с.

[215] Нифонтова, Л.Н. Организация и проведение физкультурных минуток и микропауз активного отдыха. Методические рекомендации / Л.Н. Нифонтова. – Минск: КПГ, 1980. – 40 с.

[216] Фурманов, А.Г. Оздоровление рабочих Минского моторного завода путем использования физкультурно-оздоровительных средств. Отчет о научно-исследовательской работе / А.Г. Фурманов. – Минск, 1986. – 121 с.

[217] Фурманов, А.Г. Организация и содержание производственной физической культуры в комплексных физкультурно-оздоровительных центрах предприятий / А.Г. Фурманов, А.Я. Вилькин. – Минск: Полымя, 1989. – 28 с.

[218] Гутько, И.П. Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Заборовский. – Минск: Полымя, 1988. – С. 118–119.

[219] Фролкис, В.В. Старение и старость / В.В. Фролкис. Труды II Всесоюзной конференции геронтологов и гериатров. – Киев, 1969. – С. 16.

[220] Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С. 45–58.

[221] Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов ВУЗов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – С. 410–412.

[222] Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С. 19–66.

[223] Маськов, Л.И. Методические рекомендации по спортивным сооружениям и инвентарю для физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения / Л.И. Маськов. – Мн.: БГАФК, 1980. – 64 с.

[224] Фурманов, А.Г. Организация и содержание производственной физической культуры в комплексных физкультурно-оздоровительных центрах предприятий: Методические рекомендации / А.Г. Фурманов, А.Я. Вилькин. – Минск: БГОИФК, 1988. – 48 с.

[225] Дворецкий, Л. К. Структура и содержание деятельности физкультурно-оздоровительного комбината. В уч. пос. «Оздоровительно-рекреативная физическая культура». Часть II. – Мн.: УМЦ ФВН, 1995. – С. 11–17.

Наши рекомендации