Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
Появление ребенка — большое, радостное событие в каждой семье. Ребенку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота; внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Воспитание ребенка с проблемами в развитии требует от родителей, педагогов многих качеств — терпения, настойчивости, понимания проблем ребенка и многого другого. Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого-педагогической работы с ребенком.
Социальные изменения, связанные с жизнью общества, неизбежно приводят к смещению взглядов на семью. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой важную и сложную проблему. Социальная адаптация ребенка с аномальным развитием зависит от правильного родительского поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества. Это значительно затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ребенка с интеллектуальным нарушением. Семья, где растет ребенок с проблемами в развитии интеллекта, сталкивается с большими трудностями — финансовыми, социальными и другими. От успешности преодоления этого кризиса зависит как будущее семьи, так и будущее ребенка: он будет чувствовать себя как любимый и желанный член семьи и впоследствии — общества либо как ненужная обуза. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специалисты: психологи, психотерапевты — и, конечно, специалисты, которые работают с ребенком, — олигофренопедагоги, логопеды и др. Рассмотрим основные проблемы отношений в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями.
В общей и специальной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация начинаются с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребенка с матерью — это первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная аффективность, слабый самоконтроль, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбуждаемость.
Семьи, отдельные члены семьи различаются в своих реакциях на появление ребенка с интеллектуальными нарушениями. Это зависит от многочисленных факторов: индивидуальных особенностей родителей, ожиданий по отношению к ребенку, отношения к несчастьям вообще, от наличия и особенностей других детей и т.д. Но, несмотря на индивидуальные различия родителей, социальные, экономические и культурные различия между семьями, существуют проблемы, общие для всех родителей. Как правило, родители тяжело воспринимают диагноз, который определяют ребенку («умственная отсталость» или «олигофрения»). Однако, хотя невозможно избежать начальной эмоциональной травмы, большинство родителей постепенно привыкают к ситуации, начинают воспринимать ребенка как больного. Процесс привыкания определяется рядом взаимодействующих факторов, среди которых важнейшими являются личность родителей, особенности ребенка и особенности окружающей среды. В этот период семья начинает следовать советам специалистов, строить собственные программы помощи. Однако о т н о ш е н и е родителей к своему ребенку остается деформированным, специфичным.
Многими исследователями (Н.М.Анисимова, Т.Г.Богданова, Н.Б.Лурье, С.Я.Рубинштейн, М.М.Семаго, В.В.Ткачева, Л.М.Шипицына и др.) проанализированы те трудности и проблемы, с которыми встречаются родители умственно отсталого ребенка в своей жизни. Выявлено много проблем, связанных с индивидуальной адаптацией и брачными отношениями, а также с затруднениями в воспитании других детей. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Реакция родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальна как по силе, так и по характеру, но вместе с тем обнаруживаются и черты сходства. Как первичная реакция на диагноз обыкновенно возникает чувство вины и обиды: «Почему именно у меня?»; «Почему я?»
Амбивалентность (двойственность) — второй вид реакции, который часто наблюдается у родителей. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование — нормальные проявления любви и заботы о ребенке. Амбивалентность проявляется при всяком новом кризисе и с трудом устраняется. Разочарование, стыд и боль — это реакции, типичные для 48 % родителей детей данной категории.
Многочисленные этиологические факторы, разная степень умственной отсталости, специфические проявления патологии, индивидуальные различия и другие формы — все это усложняет проявление реакций.
Кризис девиации (отсутствие правил) — еще одна форма реакции, появление которой зависит от идентификации состояния (установление диагноза) и стресса, который этим вызывается. Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут помощи: новой информации, новых знаний и контактов с еще незнакомыми специалистами.
Патология некоторых специфических состояний ребенка вызывает у родителей тяжелейший стресс. В некоторых случаях бывает повреждена не только центральная нервная система ребенка, но он имеет и физические недостатки. Все это может оказать на родителей большее влияние, чем на ребенка. Не так просто принять реальность создавшейся ситуации и научиться новой роли — роли «родителя ребенка с отклонениями в развитии». Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие расхождения между потребностями умственно отсталого ребенка и стилем их жизни. Ребенок с отклонениями в развитии нуждается в более интенсивном и постоянном внимании и, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.
В то время как кризис девиации требует от родителей принятия новой, неожиданной роли, кризис хронического напряжения ведет к дезорганизации, реорганизации роли родителей в семье. Например, отец принимает на себя обязанности матери или старшие дети — обязанности родителей. Члены семьи должны понимать, в какой мере и как появление такого ребенка влияет на семейные отношения. В этом обязательно нужен совет специалиста. Нередко, хотя родители и предполагают, что ребенок «не в порядке» (он может выглядеть по-другому, чем остальные дети, медленнее развиваться, овладевать речью, с отставанием начинать ходить), они все равно боятся диагноза. Сталкиваясь с истиной, они утешают себя мыслями, что у ребенка такое состояние пройдет с возрастом, сердятся на специалистов, которые выносят такой диагноз. Эти реакции и поведение понятны, остается нормальным и то, что острота боли со временем притупляется. Подобную ситуацию описывает С.Ольшанский. Он утверждает, что большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые должны им помочь, не принимают во внимание. Такие родители находятся в этом состоянии постоянно, независимо от того, живет ребенок в семье или находится в специальном (коррекционном) учреждении. Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со знакомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стремятся к возможно более широким контактам.
Очень большое значение имеет внутрисемейное положение ребенка как члена семьи. Он влияет на жизнь и деятельность остальных членов семьи и изменяет динамику внутрисемейных отношений. Чтобы включиться в жизнь семьи, у него должны быть сформированы хотя бы минимальные зачатки интеллектуального и эмоционального поведения. Отсутствие социального опыта у ребенка приводит к отрицательной форме поведения окружающих людей, что может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим простым вещам и усвоить обычные нормы поведения. Исходя из вышеприведенных данных можно выделить три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятных для развития ребенка, которые должны сформировать у родителей специалисты.
Адекватность оценки психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение на этой основе процесса воспитания.
Динамичность — как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
Прогностичность — как направленность воспитательных усилий в будущее.
В специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева) установлено, что практически все дошкольники с нарушением интеллектуальной деятельности владеют точными сведениями о составе семьи. У многих детей выявлено ощущение отверженности, отгороженности в системе семейного функционирования. Установлено, что родительское отношение зависит от степени тяжести интеллектуального нарушения. Как правило, при более легкой степени интеллектуального нарушения отношение к нему характеризуется адекватным восприятием его особенностей, конструктивными формами поведения. При умеренных, глубоких степенях нарушений отношение взрослых принимает дисфункциональный характер, а взаимодействие отличается деструктивными формами контроля и поведения (жесткое доминирование, попустительство).
В настоящий период развития специальной педагогики мысль влиянии семьи на возникновение позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями стала очевидной, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, работает междисциплинарная команда специа-1СТОВ — невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике была разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. При построении программы как базовые выделены принципы обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием; неразрывности процессов обучения и воспитания; осуществления целенаправленного обучения с ориентацией на особенности сензитивного периода развития; преемственности образовательных программ; включения семьи в коррекционно-педагогический процесс. Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т.д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории (см. схему 7).
В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.
На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности,
Схема 7