Стандартизация информационных технологий, продуктов и ресурсов в науке и образовании

Стандартизация информационных технологий в любой сфере проводится с целью обеспечения безопасности пользователей и обеспечения их соответствия тем или иным нормативам. В сфере науки и образования государственные стандарты призваны осуществлять безопасность, качество и конкурентоспособность национальной системы науки и образования в соответствии с законодательной базой РФ, международным правом и международными стандартами.

Государственные стандарты информационно-коммуникационных технологий в науке и образовании разработаны для решения восьми основных задач:

- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, юридических и физических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды,

- подтверждения соответствия продукции, процессов, работ, услуг или иных объектов системы действующим национальным стандартам и условиям договора,

- обеспечение разработки и поставки для систем науки и образования высококачественных продуктов, работ и т.д.,

- обеспечения информационной и технической совместимости различных объектов,

- разработка новых технологий, программных средств, соответствующих лучшим мировым образцам,

- развития и применение новых форм обучения, инновационных программ развития, основанных на управлении знаниями,

- повышение качества управления и использования ресурсов на всех уровнях системы науки и образования,

- развитие международного сотрудничества и интеграция научных и образовательных учреждений в международное сообщество.

Положения государственных стандартов обязательны к применению органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными организациями и т.д. То есть, для обеспечения эффективного использования информационных технологий все заинтересованные лица должны соблюдать государственные стандарты. Иначе разрабатываемые ими продукты не могут официально внедряться и распространяться.

Комплексы государственных стандартов разработаны на системной основе и призваны обеспечить приоритетное развитие системы научных исследований и образовательной деятельности в сфере информационных технологий.

Стандартизация информационных технологий в системе образования проводится в следующих основных направлениях:

- разработка общесистемных и основополагающих нормативных документов (термины, определения, рекомендации по стандартизации, классификаторы),

- обеспечение взаимосвязи открытых образовательных систем (профили взаимосвязи различных систем для создания информационной образовательной среды, управление и обмен данными, электронный документооборот),

- разработка и применение автоматизированных информационных систем управления образованием (управление системой образования и ее элементами, управление учреждениями образования),

- разработка образовательных сред и электронных образовательных ресурсов (системы поддержки электронного обучения, электронные библиотечные системы, образовательные порталы, электронные издания, электронные средства обучения),

- обеспечение функциональной безопасности (обеспечение качества, надежности, безопасности систем и средств, применение технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений, информационная безопасность систем).

При разработке и реализации государственных стандартов в сфере информатизации образования соблюдается целый ряд принципов. Стандарты соответствуют государственной политике, обеспечивают реализация государственных образовательных стандартов и призваны гармонизировать национальные и международные стандарты.

Перечисленные выше цели и принципы стандартизации информационных технологий в сфере образования разработаны на основе Федерального Закона «О техническом регулировании» (2002 год) и государственного стандарта от 2004 года «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения». Разработанный на их основе действующий стандарт «Информационно-коммуникационные технологии в образовании разработан коллективом Московского государственного технологического университета «Станкин» и принят Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 27 декабря 2006 года.

Информация об изменениях в действующем стандарте регулярно публикуется в указателе «Национальные стандарты» и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Разработаны государственные стандарты и для Интернет-порталов как важной составляющей информационной образовательной среды.

Наши рекомендации