IV. Изучение нового материала. 1. Тренировочное упражнение.

1. Тренировочное упражнение.

– Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.

На виду честного люда

Трусит с горки съехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

Я. Козловский

Май пришел!

Снимай фуфайку!

Надевай-ка, Майка, майку!

2. Работа по учебнику (с. 27).

– Посмотрите на рисунок. Это страна Больших букв. Миша заметил, что жители этой страны грустные и растерянные. Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут от голода, хозяева не зовут их обедать.

Анишит Йокоповна дала Маше и Мише волшебные карандаши. Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся там навсегда и вновь в стране воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется в этой стране навсегда. Миша считает, что надо быть очень внимательным и пользоваться правилом. Вы согласны?

– О каком правиле говорит Миша? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)

– Что такое имена собственные? (Ответы детей.)

3. Работа по картинкам.

Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит, и названия улиц возникли по названиям цветов.

Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму картинку (одуванчик, колокольчик, ромашка, василек, роза, астра, мак), а вы скажете название улицы. (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Ромашковая, Васильковая, Розовая, Астровая, Маковая.)

– Подумайте, как записать названия улиц. Почему?

– Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (Один ученик выполняет работу на доске. Например, улица Розовая, улица Одуванчиковая.)

Вывод: название улицы – это имя собственное, поэтому надо писать с заглавной буквы.

– Ребята, у всех улиц названия вернулись на свое место. Теперь дети смогут вернуться к себе домой.

Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат.

IV. Изучение нового материала. 1. Тренировочное упражнение. - student2.ru Физкультминутка
Прогулка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим

(Бег на месте),

До лужайки добежим

(Бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. (Присели.)

Немного отдохнем.

А потом по тропиночке пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх,

вниз, выдох. Сели за парту.)

4. Работа по иллюстрациям.

– Ребята по-прежнему грустные, имена-то к ним не вернулись. Без имени остались и их родители, и доктор. Маша готова помочь ребятам.

– Придумайте имена взрослым людям по картинке. (Например: дядя Саша.)

– Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? (По имени и отчеству.)

– Придумайте имя, отчество доктору. Как запишете эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишете, почему? Запишите фамилию, имя, отчество (Ф. И. О.) доктора в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

5. Работа по карточкам.

I уровень.

Задание: напишите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

Наша фамилия … . Нас в семье 4: мама, папа, сестра и я. Маму зовут … , папу … , сестру… , меня – … . У нас дружная семья.

II уровень.

Задание: выпишите из текста имена собственные.

Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.

III уровень.

Задание: продолжите ряд слов на данное правило.

Юра, Дима, Коля, ________, __________.

Катя, Света, Юля, ________, __________.

Проверка работы.

Вывод: имена собственные – имена, отчества, фамилии людей – пишутся с большой буквы.

6. Работа по учебнику.

Упражнение 8, с. 28.

Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД:формирование умения корректно распределять работу с соседом по парте, строить отношения, основанные на взаимоуважении и взаимовыручке.

– Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.

Анишит Йокоповна внимательно следила за работой Маши и Миши. Ей полюбились ребята. Как вы думаете, почему? (Маша и Миша сообразительные, отзывчивые, внимательные и т. п.)

– Вы правы. Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.

7. Устное упражнение.

Кошка (б,Б)одун

Собака (к,К)рикун

Петух (п,П)ушинка

Козёл (т,Т)ишка

Красотка-синичка,

Как напишете клички?

– Ой, а это кто идет по улице? (Картинка – собака с воздушным шариком.) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с шариком.)

Щенок шарик укусил шарик.

Лопнул … , испугался … .

– Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

8. Работа по учебнику (с. 28).

Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.

Чтение интриги.

«– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница».

Ÿ Упражнение 9, с. 28.

– Какие слова в этих предложениях подсказали, что здесь есть имена собственные? (Слова «по имени», «по кличке».)

Проверка.

Ÿ Работа с текстом учебника (с. 27).

– Чтобы разогнать тучи над рекой, дайте ей название. Как его запишем? (Например, речка Быстрая.)

Наши рекомендации