Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания самым активным и ответственным в воспитании делает самого человека.

Основной мотив работы педагога в технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания - сохранение чести и достоинства воспитанника.

(Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя)

Педагогические технологии (дополнительные элементы)

Педагогическая реакция на поступок (алгоритм)

( Питюков В.Ю., Щуркова Н.Е.)

1. «Не удивляться» поведению ребёнка. Это общее психиатрическое правило взаимодействия с человеком, находящимся в особом психическом состоянии, позволяет педагогу инструментировать поведение ребёнка как некое жизненное явление, распространённое, к сожалению, срдеди людей:

- Да, это бывает...

- Это мне знакомо...

- Я это иногда встречал...

- У меня тоже это бывало в вашем возрасте...

-К сожалению, это часто бывает у ребят...

2. Содействовать психическому уравновешиванию путём «оправдания» поведения школьника. Большое значение здесь имеет интонационная окраска парадигмы, высказываемой спокойным, мягким и убедительным тоном, выдержанная этически и демонстрирующая частичное соглашение с ним:

- Может быть, любой на вашем месте...

- Я бы, возможно, тоже...

-Всякий бы на вашем месте.., .а вы ещё...

3. Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой:

- Конечно, вы имеете право...

- Это ваше право...

- Вероятно, у вас есть причина...

- Каждый выбирает то поведение, которого он достоин, Поэтому...

4. Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению:

- Теперь...

- Вы, вероятно, хотели.. , а получилось...

- Вы, конечно, понимаете, что...

- Вы не подумали о том, что...

- Получилось, видимо, не то, что вы ожидали...

5. Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения:

- Можно было бы...

- Другой способ видится мне...

- Иногда люди в этом случае...

6. Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося:

- Что вы сами думаете...

- Как вы полагаете , чем это может кончиться...

- Что теперь будут думать о вас другие люди...

- Как после этого к вам будут относиться другие...

7. «Защита» от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации ребёнком себя на другом уровне культуры:

- Это проходит с возрастом...

-Может быть, вам показалось...

- Это особенность характера...

- Человек слаб. Не все мы ведём себя достойно...

8. Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия:

- Но вопреки всему...

- И всё же я надеюсь...

- Мне бы следовало, ... но ...

Предлагаемый набор может производиться полностью пошаг7овым порядком, может прерываться в диалоге с ребёнком и возобновляться вновь, но возможен вариант, когда из него выбираются только отдельные операции. это зависит от ряда причин: сложность поступка, состояние ребёнка, профессионализм педагога и т. д.

Педагогизация среды

( Маленкова Л.И.)

Решению проблем адаптации ребёнка к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребёнка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребёнка, придаёт им целевую направленность. тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

Возможны как бы два пути создания педагогом воспитывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приёмов6 целенаправленное обращение внимание детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила...»)., разъяснения непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благодаря тому, что наука достигла немалого..»), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе...»), организации наблюдения детьми явлений и предметов («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймёте, что не так уж просты эти малюсенькие букашки...») и т.д. Во-вторых, это конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Специальная работа школы и каждого педагога - воспитателя по конструированию иразвитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:

· создание в «педагогическом пространстве» ребёнка (подростка) социокультурной среды развития;

· педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

· создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребёнка (подростка);

· содействие детскому движению в школе и вне её, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;

· сотрудническтво с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне её);

· взаимодействие с неформальными объединениями молодёжи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям:

· предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, расстановка мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы...

Наши рекомендации