Сущность принципов обучения и их научное обоснование
Основные положения, законы и закономерности обучения, осуществляемого в русле определенной парадигмы, воплощаются в принципы соответствующего обучения. Принципы определяют требования и общую направленность учебного процесса, деятельность педагога и учащихся. Чаще всего принципы обучения являются следствием обобщения длительной, успешной практики обучения. Например, так появились первые принципы обучения, сформулированные Я. А. Коменским. Но даже тогда было понятно, что в основе принципов лежат определенные научные законы и закономерности познания. Я.А. Коменский пытался найти научные основы каждого принципа в природе, считая, что человек как часть природы подчиняется ее всеобщим законам (например, принцип прочности необходим, по его мнению, потому, что в природе все корни деревьев находятся глубоко). Хотя такая зависимость сегодня представляется наивной, но сама попытка найти научные основы принципов методологически правомерна, просто в то время наука еще не была достаточно развита (а психологии как таковой вообще не было), чтобы можно было сформулировать научные основания принципов.
Наиболее содержательно сущность принципов обучения выразил академик В.И.Загвязинский. Принцип обучения - эю инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей, выраженное в форме, позволяющей^использовать их в качестве регулятивных норм практики [2, с. 35]. сущест вует много подходов к выделению системы принципов обучения. В классической знаниевой парадигме называют принципы научности наглядности, сознательности и активности, доступности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, систематичности И последовательности, прочности'. Хотя трактовка содержания этих принципов с течением времени меняется, но их деист- веГость остается. В новых подходах к обучению (развивающее, Гчностно-ориентированноеобучение)
ципы обучения (принцип рефлексии, принцип приоритета теоре тических знаний и пр.). В рамках интегративного личностно развивающего обучения на основе современных целей, социаль- Е психологических закономерностей обучения можно выделить принципы коррелирующие с классическими принципами, не отменяя их но кардинально дополняя и преобразовывая методическое сопровождение обучения. Принципы интегративного обучения и их научное обоснование представлены в таол.
Принцип научности и жизненной ориентации. Быстрые изменения, происходящие «современном обществе, преобладание процессов интеграции над процессами дифференциации на современном уровне развития науки с необходимостью требуют переноса акцента в школьном образовании с усвоения знании на развитие ключевых компетентностей, т.е. способности решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы. Современным выпускникам необходимо владеть методологическом культу- роГкоторая включает знание категорий и основных законов философии, владение логикой исследования, умения видеть про- ?иворечия, находить неизвестное в известном, Ф;^^жать проблему ставить цель, отбирать методы исследования. Все это позволяет' синтезировать знания из различных областей, развивать способность к интуитивному познанию, к предвидению. Важным для современного человека выступает умение переходить от абстрактного к конкретному и наоборот, что способствует успешной интеграции выпускников школы в реальную жизнь. Связь усвоения основ наук с жизнью сегодня должна осуществляться не только и не столько с помощью иллюстрации научных законов примерами из жизни, но органическим соединением учебного процесса и жизни. Это проявляется в интегративных целях обучения (компетентности), в инновационных методах (метод проектного обучения, моделирование ситуаций, социальные практи-
' См.: Педагогика школы // под ред. Г.И.Щукиной. - М„ 1977.
Таблица 9