Вопрос 1. Основные аспекты теории коллектива.
Тема 6.2.5. Технология работы классного руководителя с коллективом класса.
Цель:способствовать освоению студентами специфики работы с коллективом класса и на этой основе сформировать умения моделирования системы работы с классным коллективом, организации первоначального этапа работы с классом и коллективного планирования.
Задачи:*актуализировать знания по теории коллектива, *выделить стадии развития коллектива и позицию педагога на каждой из них; *сформировать представление о первоначальном этапе работы с коллективом; *сформировать умения организации коллективного планирования и моделирования системы работы с классным коллективом; *способствовать накоплению диагностических методик по изучению классного коллектива и отношений в нём.
План:
1. Основные аспекты теории коллектива. 2. Задачи воспитательной деятельности на разных этапах воспитательного процесса. 3. Организация первоначального этапа работы с классным коллективом. 4. Коллективное планирование. Составление плана работы на год. 5. Система работы с классным коллективом. 6. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии.
Литература
1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход.- М.: 2005. 2. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание!.- М.: 2000. 3. Классному руководителю./Под ред. Рожкова М.И.,- М.: 1999 4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2001. 5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004. 6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса.- М.: 2008. 7. Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2008. 8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.
а также: 1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.: 1989. 2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М.: 1990. 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989. 4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: 1988. 5. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу.- М.: 1988. 6. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.- М.: 1978. 7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: 1981. 8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: 1988. 9. Бабурова И.В. Климат и ценности группы. – Смоленск.: 2005.
Содержание и Методические материалы к занятию.
Вопрос 1. Основные аспекты теории коллектива.
Вспомним основные аспекты теории коллектива. Коллектив - есть социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Если в социологии изучают преимущественно трудовые и профессиональные коллективы, в психологии - контактные группы людей, находящиеся в непосредственном взаимодействии, то в педагогике основной категорией является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных коллективов: коллектива воспитанников (учащихся) и коллектива воспитателей (педагогов, родителей, шефов).
Человек по природе своей социален, поэтому можно утверждать, что воспитание в коллективе является природосообразным. Воспитание реализует связь человека с обществом через воспитательный коллектив, который, будучи отражённой моделью общества (отношений в обществе), даёт возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, а также является той средой, тем «полем», где воспитанники могут развивать свою субъектность. Природа подростка, юноши требует активного действия. Организация разнообразной и романтически окрашенной деятельности (игрой, символикой, и пр.) отвечает возрастным особенностям подростков и юношей, их потребности в активности, общении; даёт основу для развития воображения и фантазии. Творческая личность формируется только в деятельности и в общении с другими людьми. Т.о. , коллектив нужен взрослеющему подростку не потому, что он – кем-то придуманное средство воспитания, а потому, что ребёнок не может жить без коллектива. Эту тягу к коллективу нужно удовлетворить.
Только коллектив даёт возможность самоутверждения. Только в коллективе формируются и развиваются такие качества личности, как: *её социальная направленность; *общественная активность; *самостоятельность; *сознание общественного долга; * чувство взаимной ответственности; *товарищеская взаимопомощь; *потребность человека в человеке; *совместимость; *умение сопереживать, понять, поддержать, вдохновить… Воспитание в коллективе соответствует и национальным особенностям славянских народов с такими её чертами, как общинность, соборность, жизнь «на миру», а также ориентирует педагогов на осознанное и целенаправленное создание культуросообразной воспитывающей среды. Ведь растущая личность «врастает» в большое сообщество только через сообщество своих сверстников. А каким ему быть,- зависит от педагогов.
Основоположником отечественной теории коллектива по праву считают А.С.Макаренко. Он писал: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость. А если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». И далее: «Коллектив и есть та решающая система отношений между людьми, которая определяет и формирует в конечном счёте поведение каждого его члена».
По отношению к детям, коллектив есть среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. С позиции педагогов, коллектив есть цель, объект, средство и результат воспитания, который по мере своего развития приобретает признаки субъектности и защиты интересов каждого из своих членов.
Основные функции воспитательного коллектива: *организационная; *нравственно-воспитательная; *стимулирующая.
Основные признаки воспитательного коллектива:
- общие социально значимые цели и перспективы; -общие ценности, законы, правила жизни; -совместная деятельность и общение, направленные на реализацию общих целей; -чётко выраженная структура, органы самоуправления и управления; -наличие руководителя или яркого лидера; -отношения зависимости и взаимной ответственности и заботы; -благоприятный нравственно-психологический климат; -традиции как выражение ценностей и чести коллектива, определяющие его индивидуальность; -«бодрый, мажорный стиль и тон жизни коллектива» (Макаренко А.С.), создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение, а также- ощущение защищённости и гордости за свой коллектив; -постоянное движение навстречу новым перспективам, развитие. Воспитательный коллектив всегда находится в развитии: остановка в развитии - смерть для коллектива. Причём, общий закон развития гласит: «от деятельности – к коллективным идеалам, а от них – к новой деятельности в соответствии с этими идеалами».
Основные принципы и методы развития коллектива:
*перспективных линий; *параллельного действия; *единых педагогических требований; *единства управления и самоуправления; * опоры на микрогруппы; *создания и накопления традиций; *создания общественного мнения; *игры и состязательности; *связи с другими коллективами и окружающим социумом; *самообслуживания и самоорганизации; *эмоциональной насыщенности и эстетической выразительности; *заботы о каждом своём члене.
В своём развитии коллектив проходит несколько стадий. Приведём несколько периодизаций развития коллектива:
Макаренко А.С. (классическая периодизация) в основу периодизации кладёт характер предъявляемых педагогических требований и отношение к ним учащихся: 1стадия: коллектива пока нет. Педагогические требования предъявляются в решительных формах, ясных по содержанию, с большой долей внушаемости. Ведущая функция педагога- организаторская. 2стадия: зарождение коллектива. Требования педагога на этой стадии уже поддерживаются частью воспитанников. Выделяется актив. Ведущая функция педагога- коммуникативная. 3стадия: коллектив. Требования к своим членам предъявляет сам коллектив. Развито самоуправление. Ведущая функция педагога- функция коррекции и поддержки.
Уманский Л.И. и Лутошкин А.Н. выделяют 5 стадий развития коллектива, давая им образные названия (что позволяет включать самих детей в определение того, на какой стадии развития находится их коллектив): 1стадия: «Песчанная россыпь» (в психологии- номинальная, или диффузная группа). Группа только образовалась, но пока каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы их отношения. Нет стержня в деятельности, нет актива. Группа не приносит ни радости, ни удовлетворённости её членам. «Ветерок подует,- и разнесёт песчинки в разные стороны…». Ведущий стиль руководства такой группой,- стиль «Разящие стрелы»,- авторитарный стиль- стиль настаивающий, требующий, приказывающий; с единоначалием, контролем, чётким инструктажом.
2стадия: «Мягкая глина» (в психологии- группа-ассоциация). На этой стадии заметны первые усилия по сплочению, но пока не всё получается. Скрепляющим звеном продолжают оставаться формальная дисциплина и требования педагога. Отношения, в основном, доброжелательные, но существуют группировки, которые мало общаются между собой. Так и не выделился настоящий актив, однако чувствуется общее желание что-то делать сообща. «В руках хорошего мастера мягкая глина превращается в прекрасное изделие». Ведущий стиль руководства в такой группе – сочетание авторитарного («Разящие стрелы») и демократического («Возвращающийся бумеранг»). Последний - это стиль советующий, консультирующий, коллегиальный,- с ориентацией на поддержку лидеров и актива. 3стадия: «Мерцающий маяк» ( в психологии – группа-кооперация). В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Выделился актив – «смотрители маяка». Группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако, как маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, так и группа: может «загореться», что-то провести, а потом опять тишина и спокойствие. А ведь дружба, товарищеская взаимопомощи требуют постоянного горения, а не отдельных вспышек. Активность в такой группе проявляется всплесками, да и то не у всех. Здесь оптимально сочетание стилей демократического («Возвращающегося бумеранга») и авторитарного («Разящих стрел»). Причём, именно демократический стиль должен преобладать, т.к. актив уже выделился, а значит, нужно помогать ему укреплять свой статус и авторитет. В отдельных случаях можно использовать компромиссный стиль («Снующий челнок») и либеральный («Плывущий плот»), т.е быть уступчивым и, при необходимости, идти на компромисс. 4стадия: «Алый парус» (в психологии – это группа-автономия- с положительной направленностью; или - с отрицательной направленностью, замкнувшаяся на самой себе - группа-корпорация). Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружбы и верности. Это высокий уровень сплочённости группы. Здесь действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Здесь инициативный, знающий и умеющий актив. Появились традиции, возможно,- символы и ритуалы. В группе всем и каждому интересно и комфортно. Но: есть опасность замкнуться на себе и превратиться в группу-корпорацию. Основной стиль руководства- демократический («Возвращающийся бумеранг»). Педагог строит свою работу с группой через представителей самоуправления, доверяя им решение многих вопросов; поддерживает их инициативу, и т.п. 5стадия: «Горящий факел» (в психологии- группа-коллектив). Высокий уровень развития коллектива: здесь есть все характеристики, что наблюдались на предыдущей стадии, но это ещё не всё. Настоящий коллектив тот, который живёт не только своей жизнью и своими проблемами. Он - открыт для других коллективов. Такой коллектив много делает для всей школы, помогает другим классам, берёт на себя организацию общешкольных дел и т.п. И, конечно, стиль руководства таким коллективом – демократический. Педагог – «старший товарищ», вдохновитель, помощник… И коллектив сам предъявляет требования к своим членам.
Вопрос 2. Задачи воспитательной деятельности на разных этапах воспитательного процесса.
Приступая к воспитательной работе с коллективом класса, педагог должен представлять себе то, какие профессиональные задачи ему придётся решать на разных этапах организации педагогического процесса. Назовём ведущие из них:
Задачи диагностико-проектировочного этапа:
1.Изучение учащихся: а)наблюдение за их характерами и поступками, накопление и анализ наиболее существенных фактов; б)изучение учебно-творческих работ учащихся; в)проведение диагностических методик по изучению интересов и способностей, ценностных ориентаций и мотивов участия в совместной деятельности, и т.д.
2. Изучение коллектива: а)характера взаимоотношений, б)уровня сплочённости, в)эмоционально-нравственного единства, и т.д.
3. Изучение состояния и отношения к учебной деятельности: а)обучаемость, б)обученность, в)кругозор, г)учебные навыки , д)познавательные интересы, и т.д.
4. Определение целей воспитательной деятельности на основе диагностических знаний, выделение конкретных задач для их достижения.
5. Уточнение ведущих принципов и направлений совместной деятельности педагога и учащихся.
6. Планирование совместной деятельности педагога и учащихся с включением в этот процесс самих учащихся.
Задачи организационно-деятельностного этапа:
1. Определение структуры детского коллектива и органов самоуправления в нём.
2. Выборы органов самоуправления, распределение поручений.
3. Уточнение планов, отбор форм и методов индивидуальной и коллективной совместной творческой деятельности.
4. Организация индивидуальной и коллективной совместной творческой деятельности.
5. Организация взаимодействия с другими педагогами, коллективами, родителями.
6. Отражение совместной деятельности в летописи, стенной печати, на стендах и пр.
7. Определение форм и методов поощрения и анализа совместной деятельности.
Задачи коммуникативно-коррекционного этапа:
1. Определение ведущего стиля общения с учащимися и коллективом.
2. Выделение проблем взаимодействия/общения в детском коллективе.
3. Моделирование разных видов общения с учащимися и внутри коллектива.
4. Анализ смоделированных стилей и видов общения, внесение корректив.
5. Проведение педагогических тренингов общения с целью решения его проблем.
Задачи рефлексивно-аналитического этапа:
1. Выработка критериев и показателей совместной деятельности и общения.
2. Сбор аналитического материала.
3. Проведение анализа результатов и эффективности совместной деятельности и общения: а)по линии самоуправления, б)в педколлективе, в)с родителями -с точки зрения поставленных задач, реализации планов и достижения поставленных целей.
4. Педагогическая рефлексия: сумел ли педагог осуществить всё задуманное, всегда ли действовал тактично и корректно, смог ли создать оптимальные условия для самореализации учащихся , и т.п.
5. Выделение нерешённых проблем, ошибок, недоработок, и – определение новых целей и задач.