Основные выводы исследований

1. Институт социальных педагогов в России, официально введённый в нашей стране двадцать два года назад, убедительно доказал свою социальную эффективность, педагогическую значимость и острую востребованность этой профессии современным обществом, особенно системами образования и социальной защиты.

2. Проведённые Институтом социальной педагогики РАО исследования показали: институт социальных педагогов в России развивается поступательно, но неравномерно как в разных регионах страны, так и в муниципальных образованиях. Его развитие во многом зависит не столько от состояния финансово-экономического обеспечения региона, сколько от позиции руководителей областных и районных управлений образования и социальной защиты, их понимания важности и значимости социально-педагогической работы с детьми и их семьями.

3. Институт социальных педагогов в значительной степени развивается в основном в системе образования, в незначительной – в системе социальной защиты. Социальные педагоги в большинстве регионов работают преимущественно в общеобразовательных школах, в школах-интернатах, детских домах, коррекционных школах-интернатах.

4. Для современной социальной ситуации развития российского общества характерно несоответствие кадрового обеспечения социальными педагогами учреждений образования и социальной защиты реальным потребностям в таких специалистах городского и сельского социума различных регионов России.

5. Профессиональную подготовку социальных педагогов в России осуществляют более 65 вузов.

6. Влияние вузов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров по специальности «социальная педагогика», на развитие института социальных педагогов незначительно, что обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.

7. На практике обозначилась специфика деятельности социального педагога, работающего в городской и сельской среде, которую необходимо учитывать как в ходе профессиональной подготовки социальных педагогов, в системе повышении их квалификации, так и в процессе модернизации деятельности данного института.

8. Специфика работы социального педагога на селе, который часто совмещает функции социального педагога, социального работника и специалиста по социальной работе, во многом обусловлена как особенностями сложной социально-экономической и социокультурной ситуации на селе, так и историко-культурными традициями сельских жителей, их образом жизни, и её особым укладом.

9. В числе основных причин, тормозящих развитие института социальных педагогов, следующие:

– недопонимание властью всех уровней социальной значимости института социальных педагогов как ресурса модернизации страны, воспитания нового поколения граждан страны, минимизации социального неблагополучия семей;

– сложности в трудоустройстве по полученной специальности подготовленных вузами дипломированных специалистов – социальных педагогов из-за дефицита рабочих мест;

– отсутствие у определенной части молодых дипломированных специалистов мотивации работать по полученной профессии «социальный педагог» из-за крайне низкой зарплаты, невысокого престижа профессии в обществе, занятости должностей социальных педагогов неспециалистами;

– выполнение социальными педагогами несвойственных им функций; дублирование функций социальных педагогов, работающих в учреждениях образования и социальной защиты одного муниципального района.

– сокращение ставок социальных педагогов в образовательных учреждениях, особенно в сельских малочисленных школах;

– недооценка значимости организации допрофессиональной подготовки социальных педагогов в системе профильного обучения школьников.

10. В числе основных вопросов нормативно-правового характера, которые необходимо решить Минобрнауки РФ для дальнейшего эффективного развития института социальных педагогов, следующие:

– необходимо приравнять социальных педагогов к педагогическим работникам в плане заработной платы, поднять зарплату социальных педагогов до уровня заработной платы учителей. Это – справедливые пожелания. Социальные педагоги получают меньше учителей, так как социальные педагоги и психологи не относятся к квалификационной профессиональной группе, к которой относятся учителя, что приводит к большой разнице в окладах;

– необходимо ходатайствовать перед федеральными органами власти о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 г. в части отнесения педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, к более высокой профессиональной квалификационной группе.

Аннотация:…

Наши рекомендации