Время и его измерение (12-ч)
Единицы времени: год, месяц, сутки, час, минута. Определение времени по часам.
Тысяча(24 ч)
Знакомство с сотней как новой счетной единицей. Устная и письменная нумерация чисел до 1 000. Поместное значение цифр в записи трехзначного числа. Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков и единиц.
Единицы измерения длины: километр, метр (их обозначение).
Соотношение между ними. Единицы измерения массы: килограмм, грамм (их обозначение). Соотношение между ними.
Повторение(12 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
называть и записывать числа до 100;
выполнять устно и письменно сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 100;
применять правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1—2 действия (по действиям и путем составления выражения) на сложение и вычитание, умножение и деление;
находить длину отрезка с помощью линейки, чертить отрезок
заданной длины;
читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность,
произведение, частное).
Учащиеся должны знать:
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
IV КЛАСС (204 ч)
Тысяча(продолжение темы) (90 ч)
Устная и письменная нумерация чисел до 1 000(обобщение и систематизация знаний).
Письменное сложение и вычитание, умножение и деление и в пределах 1 000. Название компонентов действии сложения тания, умножения и деления.
Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисе пределах 1 000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100) Приемы проверки устных и письменных вычислений. Решение простых и составных задач на сложение и вычитана умножение и деление.
Числа от I до 1000 000
Величины(42 ч)
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, П, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.
Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.
Единицы измерения длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), соотношения между ними.
Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм), соотношения между ними.
Единицы измерения времени (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношения между ними. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.
Решение простых задач на вычисление времени.
Обозначение буквами точек, отрезков, углов.
Нахождение суммы длин сторон прямоугольника (квадрата).
Сложение и вычитание (54 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (случаи, сводимые к действиям в пределах 100) и письменно (в остальных случаях).
Способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида х+312=654, 421+х = 546, 792—х =217, х -125 = 500 и их использование при решении задач; сложение и вычитание с нулем.
Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2—3 действия (со скобками и без них), вычисление их значения. Решение простых и составных задач в 2—3 действия.
Повторение (18 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100), выполнять проверку вычислений;
выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, производить проверку правильности письменных вычислений;
называть компоненты арифметических действий;
читать и записывать выражения (сумма, разность, произведение, частное);
чертить отрезки, многоугольники по заданным размерам с помощыо линейки;
вешать текстовые задачи, содержащие отношения «меньше на» и «больше на», «меньше а» и «больше в».
Учащиеся должны знать:
таблицу сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
последовательность чисел от 0 до 1 000 (как называть, читать и записывать эти числа).
единицы длины и массы, их обозначения;
единицы времени, их обозначения.
V КЛАСС(238 ч)
Числа от 1 до I 000 000
(продолжение темы)
Сложение и вычитание (28 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1000 000 (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью; сложение и вычитание с нулем; проверка устных и письменных вычислений и т.
Умножение и деление (189 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; перестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6*х=426, х: 18 = 270, 364 : х=2 и их использование при решении задач.
Устное умножение и деление на однозначное число (случаи, сводимые к действиям в пределах 100); умножение и деление на 10, 100, 1 000.
Письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число.
Письменное деление на однозначное и двузначное число (в пределах 1000 000).
Числовые выражения в 2—3 действия, содержащие умнодса и деление (со скобками и без них), вычисление их значения.
Задачи на нахождение среднего арифметического, на нахождение нескольких долей числа.
Примеры зависимости между величинами (время, скорость путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.).
Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них) содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисление их значений.
Представление о площади фигур. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Задачи на нахождение площади прямоугольника (квадрата). Задачи в 3—4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление.
Повторение (21 ч)
В точение всего года проводятся устные вычисления с псполнИ зованием изученных приемов, проверка устных вычислений.