Воспитательные задачи направлены на управление всеми видами деятельности: трудовой, игровой, художественной и т.д.
В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение - показатель достижения целей обучения, при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.
Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора.
III. Этап - отдельная стадия (момент) какого-либо процесса («Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов», — М., 1958 год).
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4) анализ результатов решения педагогической задачи.
В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи ( Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина).
Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как "фрагмент функционирования решателя", осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения ( Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина).
IV. Ситуация - одноактность и неповторимость возникновения множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека (Википедия).
Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата (Википедия).
Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемыхсоциальным педагогом или возникающих спонтанно в социально- педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.).
Алгоритмы решения педагогической ситуации
Вариант 1. Алгоритм решения педагогической ситуации
1. Выделите проблему(мы) из педагогической ситуации. (Примеры: ассоциальное поведение, нарушение учебной дисциплины, низкая самооценка, подростковый кризис, конфликт отношений и т.п.)
2. Предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин.
3. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы. Предложите варианты решения.
Вариант 2. Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы.
Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
2. Выявление объектов и субъектов воспитания.
Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов.
Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.
Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.
Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.
Конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Вариант 3. Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы.
Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
Прогнозирование их результативности.
Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога.
Выбор методов педагогического воздействия.
Определение соответствующих методических приемов.
Выбор организационных форм.
Подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация.
Продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов.
Характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Вариант 4. Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Интерпретация педагогической ситуации, основанная на профессионально-понятийном аппарате.
2. Психологическое и педагогическое содержание действий педагога (родителя).
3. Психологическое содержание действий воспитанника (воспитанников).
4. Оптимальный вариант выхода из ситуации (решения педагогической задачи).
5. Разработка стратегии поддержки учеников (тезисы).