ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Особенности читательских интересов детей: содержание, широта, осознанность. Их влияние на отношение к книге.

2. Уголок книги и его роль в развитии читательских интересов детей. Отбор литературы для уголка. Тематические выставки детских книг. Приемы работы воспитателя в уголке книги в разных возрастных группах.

3. Чтение художественной литературы вне занятий. Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей, поэтов. Значение этой работы. Пути ознакомления детей с творчеством писателей, поэтов.

4. Условия формирования у детей устойчивого интереса и любви к художественной литературе.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

9. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14

ТЕМА: Проблема подготовки детей к обучению грамоте.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Сущность обучения грамоте, ее место в системе работы по развитию речи детей. Особенности пропедевтики обучения грамоте в разных методических системах.

2. Краткий исторический обзор методов обу­чения грамоте в русской школе. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его современ­ном виде.

3. Психологические и лингвистические ос­новы методики обучения грамоте. Психологическая характери­стика процессов чтения и письма. Роль речевой рефлексии в под­готовке к обучению грамоте. Аналитическое отношение к рече­вым формам и фонематическое восприятие как основа для фор­мирования навыков чтения и письма.

4. Психофизиологические ос­новы готовности детей старшего дошкольного возраста к обуче­нию грамоте.

5. Задачи и содержание подготовки детей дошкольно­го возраста к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте».

Литература

1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.

3. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.

4. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.

5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

6. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,

8. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.

9. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.

11. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200

12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.

13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

14. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-17

ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Подготовительный период обу­чения грамоте. Методика ознакомления детей со словом и пред­ложением.

2. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моде­лей в звукослоговом анализе и синтезе.

3. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Фор­мирование навыков фонемного анализа слов: определение поряд­ка следования звуков в слове, их количества, установление раз­личительной функции фонем, выделение основных фонематиче­ских противопоставлений, свойственных строю русского языка.

4. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моде­лей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Характе­ристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методика их использования.

5. Организация, задачи и содер­жание в основной период обучения. Этапы формирования навы­ков чтения.

6. Сущность подготовки к обучению письму. Формиро­вание психомоторной готовности к письму. Дидактические под­готовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифференцировок, мелкой мото­рики руки, умений управлять своими движениями в соответст­вии с поставленными задачами.

Литература

15. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.

16. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.

17. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.

18. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.

19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

20. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.

21. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,

22. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.

23. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.

24. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.

25. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200

26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.

27. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

28. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.

Наши рекомендации