ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Особенности читательских интересов детей: содержание, широта, осознанность. Их влияние на отношение к книге.
2. Уголок книги и его роль в развитии читательских интересов детей. Отбор литературы для уголка. Тематические выставки детских книг. Приемы работы воспитателя в уголке книги в разных возрастных группах.
3. Чтение художественной литературы вне занятий. Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей, поэтов. Значение этой работы. Пути ознакомления детей с творчеством писателей, поэтов.
4. Условия формирования у детей устойчивого интереса и любви к художественной литературе.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.
4. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.
5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.
6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.
7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.
8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.
9. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14
ТЕМА: Проблема подготовки детей к обучению грамоте.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Сущность обучения грамоте, ее место в системе работы по развитию речи детей. Особенности пропедевтики обучения грамоте в разных методических системах.
2. Краткий исторический обзор методов обучения грамоте в русской школе. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его современном виде.
3. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Психологическая характеристика процессов чтения и письма. Роль речевой рефлексии в подготовке к обучению грамоте. Аналитическое отношение к речевым формам и фонематическое восприятие как основа для формирования навыков чтения и письма.
4. Психофизиологические основы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
5. Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте».
Литература
1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.
3. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.
4. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.
6. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.
7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,
8. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.
9. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.
11. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200
12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.
13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.
14. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-17
ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Подготовительный период обучения грамоте. Методика ознакомления детей со словом и предложением.
2. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе.
3. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Формирование навыков фонемного анализа слов: определение порядка следования звуков в слове, их количества, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка.
4. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методика их использования.
5. Организация, задачи и содержание в основной период обучения. Этапы формирования навыков чтения.
6. Сущность подготовки к обучению письму. Формирование психомоторной готовности к письму. Дидактические подготовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифференцировок, мелкой моторики руки, умений управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами.
Литература
15. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.
16. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.
17. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.
18. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.
19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.
20. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.
21. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,
22. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.
23. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.
25. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.
27. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.
28. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.