Продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной подготовки.
Сапожников С.М.
ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА
(Частная методика интерактивного семинарского занятия)
По истории государства и права зарубежных стран
Тема: Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика
Нижний Новгород
В методическую разработку интерактивного семинарского занятия включены общие и частные методические рекомендации по организации и проведению семинара-учебной игры, перечень основных вопросов, монографической и учебной литературы, и ряд приложений по теме, посвященной изучению и сравнению государственного и общественного строя древних Афин и Спарты.
Рекомендуется для использования в процессе преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран».
Содержание
Стр. | |
Раздел I. Общие методические рекомендации 5 | |
1.1. Пояснительная записка | |
1.2. Целевая установка | |
1.3. Рекомендации по структуре занятия, средства обучения и демонстрационные материалы, примерное распределение учебного времени | |
1.4. Методы обучения, используемые на данном семинарском занятии | |
Раздел II. Сценарий проведения занятия | |
2.1. Подготовка к семинарскому занятию | |
2.2. Вводная часть | |
2.3. Основная часть занятия. Рассмотрение вопросов семинарского занятия | |
Вопрос 1. Образование и развитие государств Спарта и Афины. | |
Вопрос 2. Особенности общественного устройства Афин и Спарты. | |
Вопрос 3. Государственное устройство Спарты и Афин. | |
2.4. Подведение итогов занятия. | |
2.5. Рекомендации по подготовке к следующему занятию и организации самостоятельной работы курсантов | |
Приложения | |
Приложение 1. Схема № 1. Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства. | |
Схема № 2. Периодизация истории Спарты. | |
Приложение № 2 Схема №3 Общественный строй Афинского полиса. | |
Схема № 4.Общественный строй древней Спарты. | |
Приложение № 3. Схема № 5. Государственный строй Афинского полиса. | |
Схема № 6. Государственный строй древней Спарты. | |
Приложение № 4. Список использованной методической литературы | |
Приложение № 5. Перечень учебной и научной литературы по теме «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» | |
Приложение № 6. Основные термины и понятия по изучаемой теме | |
Приложение №7 Материалы о государственном и общественном устройстве древней Спарты. | |
Приложение № 8. Материалы о государственном и общественном устройстве древних Афин. |
Раздел I. Общие методические рекомендации
Пояснительная записка
Существенную роль в преподавании могут и должны оказывать активные формы обучения. Активность не возникает само собой, при обращении к той или иной форме, она создается творческим трудом преподавателя и учащихся.
Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности обучающихся. Задачей преподавателя является сделать лекцию, семинар, практическое занятие активными формами обучения и воспитания.
Эффективное преподавание невозможно без методического разнообразия в работе с учащимися. Следует отметить, что метод – это не просто набор пожеланий, включающий глаголы «улучшить», «усилить», «повысить», «поднять» и пр. Метод – это не требование, а «принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил».[1] Можно выделить некоторые методологические составляющие процесса обучения.
Во-первых: метод – это алгоритм, определенные правила деятельности учителя и учеников в достижении учебных и воспитательных целей.
Во-вторых: использование частных методик проведения занятий по конкретным темам неразрывно связано с общими методами обучения, владея которыми преподаватель может и должен использовать на любых занятиях.
Тема семинарского занятия «Древнее государство Афин и Спарты: сравнительная характеристика» занимает особое место в курсе «История государства и права зарубежных стран». Кроме того, некоторые материалы семинарского занятия могут быть использованы при изучении отдельных тем дисциплин «История политических и правовых учений», «Политология», «Теория государства и права», «История философии», «Профессиональная этика». В свою очередь материалы, некоторые понятия и термины указанных дисциплин, эффективно используются при изучении курса «История государства и права зарубежных стран» и в частности при изучении темы заявленного семинарского занятия. Использование междисциплинарных связей позволяет разнообразить и обогатить процесс обучения, расширяет научный кругозор учащихся, позволяет закрепить знания и навыки, полученные на других занятиях.
Семинарское занятие предлагается провести в форме учебной игры. Игра – не только культурная универсалия, но и универсальный педагогический инструмент, применимый в большинстве областей знаний. Уже древние римляне использовали слово «ludens» для обозначения сразу двух таких разных, наш современный взгляд, понятий – «игра» и «школа». Латиняне были уверены, что знания усвояться только в игре. Подобного же мнения придерживались и мыслители более поздних времен.
Игровые технологии обладают наиболее высокими возможностями повышения творческой и рефлексивной активности обучающихся.
Одной из разновидностей обучающей игры являются сюжетно-ролевая игра. Игра может реально моделировать реально-исторические сюжеты, а может вносить элемент научной фантастики, моделируя ситуацию, которая реально и не происходила, но предположить такое развитие событий допускается.
Учебная игра воспроизводит ситуацию, но в несколько театрализованном виде. Как в театральной игре, у нее есть свой сценарий, распределение ролей между участниками, наличия режиссера, который следит за порядком и руководит всем действием.
Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:
- игровые роли и их принятие;
- построенные по определенным правилам игровые действия;
- моделирование игрового процесса и соответствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).
Участники ролевых учебных игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно к развитию психического и интеллектуального потенциала, самостоятельному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость[2].
Целевая установка
Цель занятия:
Цель семинарского занятия «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» направлена на дальнейшее развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков.
Образовательные функции
Продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной подготовки.
студенты должны знать:
Ø объективные закономерности развития древнегреческого общества, приведшие к образованию государства;
Ø основные факторы, определяющие развитие государства и права в древней Греции;
Ø взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией;
Ø на примере Афин и Спарты рассмотреть различные типы и формы государства, особенности государственного и правового развития этих стран;
Ø основополагающие понятия, термины и категории относящиеся к изучаемой теме;
Ø конкретно-исторический материал содержащийся в историко-правовых источниках и приемы работы с ними.
Продолжить формирование у курсантов умений:
Ø актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях;
Ø анализировать и оценивать эволюцию государственного, общественного и правового устройства древнегреческих полисов;
Ø применять и использовать в связи с изучаемым материалом основных категорий предыдущих тем;
Ø выражать и обосновывать свои взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно-правовым институтам;
Ø выявлять и обосновывать значимость тех или иных государственно-правовых институтов для анализа современного государства и права;
Ø ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране;
Ø проверять степень усвоения знаний, умений и навыков, полученных курсантами на лекционных, семинарских занятиях и в рамках самостоятельной работы.
Воспитательные задачи
Продолжить формирование у курсантов:
Ø позитивной мировоззренческой направленности;
Ø профессионального правосознания;
Ø умения действовать в духе законности и профессионализма;
Ø представлений о роли своей предстоящей профессиональной деятельности;
Ø на историческом примере воспитание патриотизма, любви к Родине, нравственных качеств личности, непримиримость к негативным поступкам.