Основные виды воспитания. Раскрыть особенности физического воспитания.
Воспитание - это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.
Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Под физическим воспитанием школьников понимают целенаправленное и планомерное управление формированием физического и психического здоровья личности, обладающей основами здорового образа жизни. Важнейшие проблемы: вовлечение учащихся в научно обоснованный режим физических и психических тренингов, овладение индивидуализированными программами предупреждения и преодоления отставания в физическом и психическом развитии. Физическое воспитание обслуживает общество главным образом как средство укрепления здоровья и развития физических способностей человека. В то же время оно оказывает мощное воздействие и на его духовное развитие. Функции физической культуры: 1) развивающая (совершенствование всех физических сил человека, гибкость тема, способность ориентироваться в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям); 2) воспитательная (укрепление выносливости и закалка морального духа человека; развитие выдержки, настойчивости, упорства); 3) образовательная (ознакомление с теорией и историей физ.культуры, ее значения в жизни человека; знакомство с разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физической и духовно-эстетической потребностей); 4) оздоровительно-гигиеническая (укрепление здоровья, снижение заболеваемости, знание гигиены и т.д.). Цель ФВ - гармоническое развитие тела каждого ребенка в тесном, органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально - нравственным и эстетическим воспитанием. Задачи ФВ: содействовать укреплению здоровья, физическому развитию учащихся; вооружить специальными знаниями в области гигиены, физической культуры и спорта; развить двигательные качества школьников; прививать школьникам навыки личной гигиены; воспитывать устойчивую потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом; воспитывать нравственные качества (смелость, настойчивость, решительность, и т.д.). Содержание ФВ школьников изложено в программах по физической культуре для образовательных школ, которая характеризует систему ФВ в школе. Программа содержит четыре части: первая часть включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня; вторая часть - собственно уроки физкультуры; третья часть посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом; четвертая часть - включает общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. К комплексной программе тесно примыкает работа по ФВ детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, специализированными спортивными школами. Средствами ФВ являются прежде всего общие средства воспитания - слово, образ, деятельность. Специфические средства ФВ: физические упражнения (гимнастика, игра, спорт, туризм); природные факторы (солнце, воздух, вода); гигиенические факторы (режим учебного труда, отдыха, питания; гигиена одежды, школьного здания и т.д.). Вспомогательные средства: двигательные увлечения (охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.); двигательные развлечения (танцы, пляски и т.п.); восстановительные средства (массаж, баня и т.п.). Методы ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьников. Формы ФВ: массовые (день здоровья, спортивные праздники, соревнования, организованные перемены, час здоровья и др.); групповые (урок физкультуры, физические паузы на уроках, спортивные секции и т.п.); индивидуальные (утренняя гимнастика, водные процедуры и т.д.). Помимо указанных форм, на физическое воспитание школьников должны быть ориентированы и уроки по общеобразовательным дисциплинам, в особенности биологического цикла. Возможности уроков в ФВ сводятся главным образом к поддержанию санитарно - гигиенического режима (порядок и чистота класса, его освещенность и проветривание и т.п.). Критерии физической воспитанности: физическое развитие (двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях; закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показатели физич. воспитанности: систематическая физзарядка, соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени.