Системно-структурный подход
1. На чем основывается системно-структурный подход:
a) на исследованиях по общей теории систем;
b) на исследованиях свойств математических множеств;
c) на исследованиях гуманитарных наук.
2. Совокупность элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств – это:
a) система;
b) множество;
c) агрегат.
3. По определению Л. Берталанфи, «система – это…»:
a) совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие;
b) совокупность элементов, между которыми нет отношений объектов и их свойств;
c) комплекс элементов, дополняющих друг друга.
4. Автор определения понятия «система» как «…совокупности элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств»:
a) Н. Винер;
b) А. Холл;
c) В.Г. Афанасьев.
5. Какая сущностная характеристика включает связь между элементами системы?
a) состояние;
b) динамика;
c) структура.
6. Найди неверный ответ. В качестве структурных элементов теории как системы знаний выступают:
a) понятия
b) законы;
c) материальные объекты.
7. Что характерно для структуры?
a) логическая взаимосвязь;
b) хаотичное распределение;
c) отсутствие причинно-следственных связей.
8. Для систем характерно наличие (исключить неверный ответ):
a) функции;
b) мотив;
c) решаемые задачи.
9. Выбери составляющие структуры систем:
a) объекты (субъекты);
b) части или компоненты;
c) атрибуты, отношения;
d) отсутствие иерархии.
10. Как называется то, что является неотъемлемым, присущим структуре системы (из приведенного ниже перечня)?
a) природное начало;
b) атрибуты;
c) модусы.
11. Как называют свойства, подчеркивающие отличие разрозненных компонентов свойств от свойств, вновь возникших в связи с образованием из них системы?
a) инертными;
b) менеджментными;
c) эмерджентными.
12. Эмерджентные свойства – это:
a) свойства, присущие отдельным элементам системы;
b) новые интегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов;
c) свойства, присущие и системе в целом, и ее отдельным элементам.
13. Какого типа систем не существует?
a) естественных;
b) динамических;
c) примитивных.
14. Система, где изменение свойств происходит во времени?
a) статическая;
b) динамическая;
c) закрытая.
15. Какое свойство системы предполагает суммативность и взаимообусловленность?
a) стабильность;
b) совместимость;
c) целостность.
16. Что такое стабильность системы?
a) устойчивость обратной связи;
b) неустойчивость;
c) полуустойчивость.
17. Приспособление системы к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее взаимодействие:
a) стабильность;
b) адаптация;
c) баланс.
18. Какое качество системы обозначает изменчивость во времени?
a) воспитание;
b) обучение;
c) эволюция.
19. Какие системы называют телеологическими?
a) открытые;
b) целенаправленные;
c) закрытые.
20. Система, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией или информацией?
a) закрытая;
b) естественная;
c) открытая.
21. Какие системы обладают свойством адаптации?
a) естественные;
b) неестественные;
c) идеальные.
22. Цель, задачи, функции, развитие характеризуют…
a) природу систем;
b) назначение систем;
c) свойства систем.
23. Какие системы состоят из большого числа переменных и большого количества связей между ними?
a) сложные;
b) простые;
c) асинхронные.
24. Системы бывают:
a) интуитивные;
b) закрытые;
c) неопознанные;
25. Естественные системы считаются:
a) открытыми;
b) закрытыми;
c) скрытыми.
26. Свойством естественных систем является:
a) разрозненность компонентов;
b) адаптация;
c) отсутствие компонентов.
27. Найди лишнее (неверное) свойство систем:
a) стабильность;
b) целостность;
c) неупорядоченность связей.
28. В ниже перечисленном списке свойств систем найди лишнее:
a) целостность;
b) стабильность;
c) дискретность.
29. Среди всех сложных систем наибольший интерес представляют системы с:
a) «обратной связью»;
b) неопределенной целью;
c) нечеткой функцией.
30. Кто их ученых считает необходимым различать суммативную систему и деятельностную?
a) Н.Винер;
b) А.Холл;
c) В.П. Симонов.
31. Какими считаются все естественные системы?
a) открытыми;
b) субъективными;
c) закрытыми.
32. Какие системы считаются открытыми?
a) искусственные;
b) идеальные;
c) целенаправленные.
33. Какой из компонентов педагогического процесса также называется деятельностным?
a) целевой;
b) содержательный;
c) процессуальный.
34. Какой из компонентов не является системообразующим компонентом педагогического процесса?
a) результативный;
b) диагностический;
c) целевой.
35. Упорядоченное расположение чего-либо в определенной последовательности есть:
a) деятельностная система;
b) суммативная система;
c) структурная система.
36. Совокупность объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных отдельным компонентам, образующим систему, есть:
a) суммативная система;
b) суммарная система;
c) деятельностная система.
37. Целенаправленными системами являются:
a) открытые системы;
b) темологические системы;
c) закрытые системы.
38. Системообразующими компонентами педагогического процесса являются:
целевой;
a) составной;
b) результативный;
c) индивидуальный.
39. Процессуальный системообразующий компонент педагогического процесса также является:
a) деятельностным;
b) результативным;
c) содержательным.
40. Какой наукой изучаются сложные климатические процессы?
a) землеведением;
b) метеорологией;
c) географией.
41. С помощью чего реализуется связь между различными уровнями системы?
a) организация;
b) системообразующие связи;
c) управление.
42. Взаимно-однозначное соответствие между объектами системы, при которой сохраняются отношения между ними, называется:
a) оптимизацией;
b) детализацией;
c) изоморфностью.
43. Какая наука первой начала исследование сложных систем с обратной связью?
a) синергетика;
b) кибернетика;
c) метеорология.
44. Наука, которая первой начала исследование сложных систем с обратной связью:
a) естествознание;
b) физика;
c) кибернетика.
45. Назовите, какая научная дисциплина (направление) произошло от соединения слов «информации» и «математика»?
a) информатика;
b) арифметика;
c) формализм.
46. Один из основных законов кибернетики:
a) «разумного эгоизма»;
b) «необходимого разнообразия»;
c) «наглядности во всем».
47. Кибернетика в переводе с греческого означает:
a) искусство суждений;
b) искусство управления;
c) искусство счета.
48. Основателем кибернетики является:
a) Ж.Ж. Руссо;
b) Н. Винер;
c) А. Эйнштейн.
49. Наукой об управлении сложными системами с обратной связью называют:
a) кибернетику;
b) синергетику;
c) аксиологию.
50. Кто из американских математиков считается основателем «кибернетики»?
a) А. Берг;
b) Л. Берталанфи;
c) Н. Винер.
51. Что такое кибернетика?
a) наука об управлении сложными системами с обратной связью;
b) наука о выявлении законов живой природы;
c) наука о конструировании роботов и технических систем.
52. В переводе с греческого кибернетика означает…:
a) искусство объединения;
b) искусство управления;
c) искусство взаимодействия.
53. В переводе с латинского «информация» означает…:
a) объяснение, выяснение;
b) ознакомление, разъяснение;
c) разъяснение, объединение.
54. Из соединения каких слов произошло слово «информатика»?
a) информация и математика;
b) информатика и метафизика;
c) математика и инфляция.
55. Мера неорганизованности системы выражается в следующем понятии:
a) утопия;
b) энтопия;
c) энтропия.
56. В переводе с греческого «энергия» означает…:
a) работа;
b) деятельность;
c) занятие.
56. Одним из основных законов кибернетики является:
a) закон «необходимого разнообразия»;
b) закон «достаточности»;
c) закон «необходимости».
Ключ:1а; 2а; 3а; 4b; 5c; 6c; 7а; 8c; 9а, b, c; 10b; 11c; 12b; 13c; 14b; 15c; 16а; 17b; 18c; 19b; 20c; 21а; 22б; 23а; 24b; 25b; 26b; 27c; 28c; 29а; 30c; 31c; 32а; 33c; 34b; 35b; 36c; 37b; 38а,c; 39а; 40b; 41c; 42c; 43b; 44c; 45а; 46b; 47b; 48b; 49а; 50c; 51а; 52b; 53b; 54а; 55c; 56b; 57а.
Синергетический подход
1. Наука, исследующая процессы самопроизвольного перехода сложных систем из менее упорядоченного, неравновесного состояния в более упорядоченное – это:
a) аксиология;
b) кибернетика;
c) синергетика.
2. Кем введено понятие «синергетика» в обиход науки?
a) Г. Хакеном;
b) И. Пригожиным;
c) Е. Князевым.
3. Кто впервые создает и научно обосновывает научный аппарат, доказавший возможность протекания процессов самоорганизации в неживой и живой природе, в физически неравновесных системах?
a) И. Стенгерс;
b) И. Пригожин;
c) В. Рузавин.
4. Как трактуют синергетику в его кратком определении?
a) как теорию воспитания;
b) как теорию обучения;
c) как теорию самоорганизации.
5. Какую универсальную закономерность развития отвергает концепция самоорганизации?
a) линейность;
b) флуктуацию;
c) неравновесность.
6. Чем для синергетики являются: сложность и диссипация, хаос и упорядоченность, устойчивость и неравновесность, флуктуация и аттракторы, бифуркация и управляющие параметры?
a) объектами;
b) предметами (элементами);
c) принципами.
7. Как называется случайное отклонение от равномерного распределения молекул в газе или жидкости, возникающие в результате теплового движения?
a) ассимиляция;
b) флуктуация;
c) хаос.
8. С точки зрения основных идей синергетики, флуктуация является:
a) творцом организаций;
b) процессом формирования;
c) средством самоорганизации.
9. Вставьте пропущенное слово. «Синергетика дает возможность понять, что для выживания в этом сложном мире необходим … культур – прошлых, настоящих и будущих, … человека с человеком, самим собой, со всей Вселенной, что необходимо жить по общечеловеческим, космоземным законам, а для этого необходимо их знать»:
a) монолог;
b) диалог;
c) полилог.
10. Как в современной науке понимают наиболее общие, фундаментальные мифологические мотивы, изначальные схемы миропредставлений, которые могут считаться общечеловеческими?
a) устоями;
b) принципами;
c) архетипами.
11. Кем синергетический подход рассматривается как развитие системного подхода, вызванное необходимостью изучения саморазвивающихся систем?
a) М.С. Каганом;
b) С.П. Курдюмовым;
c) Г. Хакеном.
12. Синергетика, как считают ее адепты, может быть использована в качестве новой, нетрадиционной методологии прогнозирования, т.е.:
a) исследования настоящего;
b) исследования будущего;
c) исследования прошлого.
13. Вся история человечества, как считает синергетика, является последовательностью:
a) флуктуаций;
b) атракторов;
c) бифуркаций.
14. Что выступает общемировой структурой порядка?
a) мифологический космос;
b) космогенез;
c) космогеническая модель.
15. Что выступает процессуальной моделью мироупорядочения?
a) мифологический космос;
b) космогенез;
c) космогеническая модель.
16. Как философ Н. Моисеев называет (термин В.И. Вернадского) то состояние биосферы, когда Разум окажется в состоянии определять ее целенаправленное развитие?
a) биосфера;
b) неолитическая революция;
c) ноосфера.
17. Кто из нижеперечисленных ученых предложил шестиступенчатую модель биографии личности на деятельностном основании:
a) М.С. Каган;
b) Д. Эльконин;
c) Гегель.
18. Как рассматривал синергетический подход М.С. Каган?
a) как «науку о сложности»;
b) как развитие системного подхода, вызванное необходимостью изучения саморазвивающихся систем;
c) как «науку о «самоорганизации».
19. Поле, формируемое обучением, воспитанием и средой – это:
a) информационное поле;
b) биологическое поле;
c) идеологическое поле.
20. Что не является, согласно Агни-Йоге (Живой этике), соединительным звеном между этикой и психо-энергетикой?
a) человеческая мысль;
b) эмоции;
c) мыслетворчество.
21. Что не является с точки зрения синергетики конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем?
a) хаотичность;
b) многовариативность;
c) однообразие ходов.
22. Является ли вакуум своеобразной формой материи?
a) да;
b) нет.
23. Что не относится к рождению Вселенной «из ничего»?
a) самопроизвольное возникновение из вакуума;
b) бифуркация;
c) случайная флуктуация.
24. Что не является объектами изучения синергетики?
a) сложность и диссипация;
b) экспоненциальный процесс;
c) хаос и упорядоченность.
25. Какое состояние считается физически нормальным для всех систем?
a) детерминированный хаос;
b) полный хаос;
c) сверхпорядок.
26. По мнению И. Пригожина и И. Стенгерс, главенствующую роль в окружающем мире играют:
a) порядок;
b) стабильность и равновесие;
c) неустойчивость и неравновесность.
27. Как … называется наука о космосе?
a) космология;
b) астрология;
c) естествознание.
28. С позиции синергетики все системы содержат …
a) подструктуры;
b) подсистемы;
c) предысторию.
29. Отличие неравновесной структуры от равновесной заключается в следующем:
a) система не реагирует на воздействие внешних условий;
b) отсутствие бифуркации;
c) приток энергии в системе создает порядок.
30. Что является одной из основных идей синергетики?
a) порядок рождается из хаоса, глубинная взаимосвязь хаоса и порядка;
b) эволюция линейна;
c) мир и научное знание о нем хаотичны.
31. Как называют систему, которая обменивается со своим окружением веществом, энергией, информацией.
a) закрытой;
b) открытой;
c) прикрытой.
32. В парапсихологии телепатия – это:
a) видение прошлого, настоящего и будущего;
b) чтение мыслей, воздействие на расстоянии, общение на расстоянии чловека с человеком, с животными, с растениями;
c) силовое энергетическое воздействие на материальные предметы.
33. Как называют сверхчувственную способность отрываться от земли и парить в воздухе?
a) левитация;
b) телепартация;
c) телепатия.
34. Как называют систему запретов?
a) хаос;
b) табу;
c) свод.
35. Какое мировоззрение несет в себе, по мнению некоторых современных ученых, наибольший гуманистический потенциал?
a) сциентистское мировоззрение;
b) антисциентизм как мировоззрение;
c) синергетика.
36. Кибернетика – это…
a) теория обучения;
b) теория воспитания;
c) теория информации.
37. Синонимом понятия «коэволюция человека и биосферы» считается термин:
a) ноосфера;
b) биосфера;
c) экосфера.
Ключ:1а; 2а; 3b; 4c; 5а; 6а; 7b; 8а; 9b; 10c;11а; 12b; 13c; 14а; 15b; 16c; 17а; 18b;19c; 20b; 21b; 22а; 23b; 24b; 25а; 26c;27c; 28b; 29c; 30а; 31b; 32b; 33а; 34b; 35c; 36c; 37а.
Аксиологический подход
1. Кем было введено понятие «аксиология» в научный оборот?
a) П. Лапи;
b) Ж.Ж. Руссо;
c) Сократом.
2. В философских словарях аксиология определяется как:
a) наука о самоорганизации;
b) наука о ценностях;
c) наука об управлении сложными системами.
3. Воспитанию чего отдавал предпочтение Платон?
a) ума, воли, чувства;
b) мужества, выносливости;
c) умеренности, справедливости.
4. По Сократу, истинные ценности – это:
a) состояние человека, накопленное им в течение жизни;
b) сокровища души, которые составляют познание;
c) материальные богатства государственной казны.
5. Сократ сказал, что все беды от …
a) жадности;
b) незнания;
c) стихийных бедствий.
6. У Сократа майевтикой называлась:
a) искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно сформулированных проблемных вопросов («повивальное искусство»);
b) умение оказывать помощь при рождении человека;
c) тонкая, скрытая насмешка.
7. Понятие «ирония» у Сократа не включало в себя одно из ниже перечисленных утверждений. Какое?
a) тонкая, скрытая насмешка;
b) эвристический метод познания;
c) прием контраста видимого внешнего и скрытого смысла высказывания, создающая эффект насмешки.
8. Как определяет «ценность» отечественный религиозный философ В.С. Соловьев?
a) как идею земного счастья;
b) как тайны мира, заключенные, прежде всего, в человеке.
c) как «безусловное значение», как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей.
9. С формальной точки зрения ценности делятся на:
a) истинно-ложные и ложно-истинные;
b) относительные и абсолютные;
c) критические и критикующие.
10. Принцип антропоцентризма означает:
a) человек – мера всех вещей;
b) человек – показатель своего народа;
c) человек – самое высшее во Вселенной (главное).
11. Национальные и общечеловеческие ценности связаны как (А.Ю. Шадже): … Выберите неверный ответ.
a) единичное и общее;
b) часть и целое;
c) аргументы и факты.
12. Каждый народ является носителем культуры (по Абдулатипову Р.):
a) только национальной;
b) только общечеловеческой;
c) не только национальной, но и общечеловеческой.
13. В.И. Андреев выделяет по признаку доминирования следующие ценности. Укажите лишнюю.
a) социальные ценности;
b) психологические;
c) философские;
d) профессиональные.
14. Что включает В.И. Андреев в понятие «психологические ценности»?
a) ответственность перед людьми, коллегами, обществом…;
b) сотворчество с коллегами, студентами, любовь к ним;
c) душевное, всегда положительное состояние души.
15. Какая проблема считается наиболее актуальной у современных ученых философов?
a) проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей;
b) проблема расходования накопленных ценностей;
c) проблема национальных ценностей.
16. Какое понятие определяется не чувствами, а сущностью бесконечной полноты божественного величия, внутренней потребностью поклонения безусловной внешней заданности (позиция русских религиозных философов)?
a) «богиня»;
b) «святыня»;
c) «душа».
17. По мнению С.Л. Франка, в основе социальной жизни заложены духовные ценности – солидарность, служение и …:
a) счастье;
b) семья;
c) любовь.
18. Как называют русскую религиозную философию?
a) софиология;
b) мудрость;
c) мирология.
19. Кого считают источником всех ценностей идеологи всех религий?
a) дьявола;
b) Бога;
c) человека.
20. Какой американский ученый построил своеобразную иерархию ценностей, в которую включил ряд взаимоподчиненных врожденных ценностей – потребностей: от физиологических к потребностям в безопасности – в любви и привязанности – в признании и оценке – в самоактуализации?
a) М. Шелер;
b) Н. Гартман;
c) А. Маслоу.
21. Значимость научного, профессионального труда, ответственность перед людьми, коллегами, обществом, родителями – все это В.И. Андреев относит к:
a) психологическим ценностям;
b) профессиональным ценностям;
c) социальным ценностям.
22.Овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда, научного исследования, профессиональный рост, профессиональное мастерство, профессиональная культура – по В.И. Андрееву относится к:
a) социальным ценностям;
b) психологическим ценностям;
c) профессиональным ценностям.
23.К психологическим ценностям, по И.В. Андрееву, относится:
a) сотворчество с коллегами, детьми и т.д.;
b) значимость научного, профессионального труда;
c) овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда.
24. Идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур – это:
a) общественное;
b) общечеловеческое;
c) национальное.
25. По А. Бейли: «Непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью – это…»:
a) образование;
b) учение;
c) информирование.
26. Что связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека (по А. Бейли)?
a) атрибут гармонии через конфликт;
b) активное познание;
c) атрибут конкретного знания.
27. Атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которая заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы добиться единения, союза со своей душой – это, по А. Бейли:
a) атрибут преданности;
b) атрибут порядка;
c) атрибут гармонии через конфликт.
28. Какой из атрибутов характеризуется приверженностью желанию, идеалу и видению его (по А. Бейли):
a) атрибут конкретного знания;
b) атрибут преданности;
c) атрибут порядка.
29. Врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму – это (по А. Беи):
a) атрибут порядка;
b) атрибут гармонии через конфликт;
c) атрибут преданности.
30. Атрибут, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы – это (по А. Бейли):
a) атрибут преданности;
b) атрибут порядка;
c) атрибут конкретного знания.
31.Какое из этих понятий вошло в философию раньше?
a) ценность;
b) аксиология.
32. По Сократу, человек нуждается в:
a) привычном образовании своей личности путем научения;
b) образовании как смысла;
c) образовании, предоставляющем возможность поиска смысла.
33. В какой период аксиология как теория ценностей появилась в России:
a) в начале XIX века;
b) в конце XIX века;
c) в начале XX века.
34. Кто из этих ученых ввел понятие «аксиология»?
a) Э. Гартман;
b) П. Лапи;
c) Сократ.
35. Что не относится к базовым идеям-ценностям, по А. Бейли?
a) воля и цель;
b) добродетель во всех проявлениях;
c) любовь – мудрость.
Ключ:1а; 2b; 3а; 4b; 5b; 6а; 7б; 8c; 9b; 10а; 11c; 12c; 13c; 14b; 15а; 16b; 17c; 8а; 19b; 20c; 21c; 22c; 23а; 24b; 25а; 26b; 27c; 28b; 29а; 30c; 31а; 32c; 33b; 34b; 35b.
Культурологический подход
1. Наиболее распространенным определением какого понятия является: «… исторический определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженной в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»?
a) культура;
b) свобода;
c) формация.
2. Как расшифровывал понятия «культура» Н.К. Рерих?
a) призыв к свободе;
b) почитание света;
c) отрицание творчества.
3. Какое слово считается некоторыми учеными синонимом понятия «культура»?
a) концепция;
b) эпицентр;
c) цивилизация.
4. Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др., развивая концепцию человека, рассматривали его как:
a) эпицентр культуры;
b) оболочку культуры;
c) нечто отдельное от культуры.
5. Как Фридрих Энгельс соотносил понятия «понятия» и «цивилизация»?
a) разделял их;
b) отождествлял;
c) не рассматривал эти понятия.
6. Автором книги «Закат Европы» является философ:
a) О. Шпенглер;
b) Н. Бердяев;
c) Цицерон.
7. Кто отмечал, что: «цивилизация есть смерть духа культуры»?
a) Н. Бердяев;
b) Ж.Ж. Руссо;
c) Цицерон.
8. Что является движущей силой цивилизации с точки зрения Энгельса?
a) алчность;
b) милосердие;
c) богатство.
9. Существует ли однозначное определение понятия «культура»?
a) да;
b) нет, подходов к этому определению множество;
c) нет, но основных подходов к определению культуры всего три.
10. В какую культуру входит художественная или эстетическая культура труда, быта, культура отношений и общения?
a) общественную;
b) материальную;
c) духовную.
11. Культура – это весь мир, который заключает в себе все условия нашего существования. Чье это определение?
a) В.М. Межуева;
b) Швейцера;
c) Д. Андреева.
12. Что является формами культуры?
a) человек;
b) религия, наука, искусство;
c) мир в целом.
13. Как понимает носитель культуры идеал?
a) господство над природой;
b) милосердие;
c) благо конкретного человека и сообщества.
14. Что было главной ценностью культуры Запада средних веков?
a) бог;
b) человек;
c) мир.
15. По М.М. Бахтину, изобретение мира впервые - это:
a) цивилизация;
b) культура;
c) мышление.
16. Что является инструментом поиска человеческого смысла?
a) абстрактное мышление;
b) образное мышление;
c) гуманитарное мышление.
17. Что означает взаимопорождение культуры?
a) взаимообогащение;
b) самодетерминация;
c) изобретение.
18. Как называют текст, существующий сам по себе, вне автора?
a) внешняя речь;
b) плоская речь;
c) устная речь.
19. Назовите культурную функцию образования.
a) информационная;
b) когнитивная;
c) гуманитарная.
20. Какая функция образования призвана обеспечить сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования?
a) культуросозидательная;
b) гуманитарная;
c) социализация.
21. Какой подход должен быть основным методом проектирования личностноориентированного образования?
a) синергетический;
b) культурологический;
c) эзотерический.
22. Кто является по своей внутренней природе – микрокосмом, отрывком вселенной?
a) индивид;
b) Бог;
c) человек.
23. Сколько в настоящее время в науке сложилось основных подходов к определению культуры?
a) три: аксиологический, деятельностный, личностный;
b) два: деятельностный и личностный;
c) один: аксиологический;
24. Идеей какого подхода является мысль о том, что гарантией культуры является сам человек, его деятельность; человек – творец культуры?
a) аксиологического;
b) деятельностного;
c) личностного.
25. Какой из подходов рассматривает культуру, как среду, растящую и питающую личность?
a) личностный подход;
b) эзотерический подход;
c) герменевтический подход.
26. Какая их культурных функций образования предполагает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования?
a) гуманитарная;
b) культуросозидательная;
c) социализированная.
27. Многие ученые отмечают, что личность формируется:
a) в школе;
b) в семье;
c) во всех сферах жизни человека.
28. Что предполагает истинная культура личности?
a) творение ценностей;
b) деятельностное добротворчество;
c) почитание ценностей.
Ключ:1а; 2b; 3c; 4а; 5а; 6а; 7а; 8а; 9b; 10c; 11а; 12b; 13c; 14а; 15b; 16c; 17а; 8b; 9c; 20а; 21b; 22c; 23а; 24b; 25а; 26b; 27c; 28b.
Гуманистический подход
1. Как иначе называют гуманистический подход?
a) личностно-ориентированный;
b) социоцентризм;
c) аксиологический.
2. Как называют человечность, человеколюбие, уважение к людям?
a) гармония;
b) гуманность;
c) когнитивность.
3. Какой системе воспитания древности присущ гуманистический идеал воспитания человека?
a) спартанской;
b) древне-римской;
c) афинской.
4. Какое понятие в «Философском словаре» определяется как «рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека»?
a) гуманизм;
b) эгоизм;
c) индивидуализм.
5. Какому периоду истории соответствует название «век гуманизма»?
a) Ренессанс;
b) Первобытное общество;
c) Средневековье.
6. Данте, Петрарка, Бокаччо были отцами гуманизма:
a) испанского;
b) российского;
c) итальянского.
7. Интерес к античности, пробудившийся в конце XVIII начале XIX вв. называют:
a) постгуманизмом;
b) неогуманизмом;
c) препостгуманизмом.
8. Неогуманизм представлен именами:
a) Гумбольдтом, Лессингом, Гете, Шиллером;
b) Сократом и его учениками;
c) Ивановым, Петровым, Сидоровым.
9. Какому термину соответствует это определение «Безучастное отношение к окружающей жизни; полная отрешенность, безвольная покорность божественной воле, созерцательность»
a) гуманизм;
b) экзистенциализм;
c) квиетизм.
10. Создателями гуманной отечественной школы были:
a) Штейнер, Монтессори, Френе;
b) К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили;
c) Сократ, Герберт, Спенсер.
11. Основным поставщиком методологического материала для классической науки является:
a) философия материализма;
b) феноменология;
c) эзотерика.
12. Как называется работа, явившаяся ответом на обвинения в адрес экзистенциализма, которая была написана Ж. Сартром?
a) «Экзистенциализм – это гуманность»;
b) «Экзистенциализм – это гуманизм»;
c) «Экзистенциализация».
13. Какие две разновидности экзистенциалистов выделяет Сартр?
a) христианский и атеистский;
b) буддизм и христианство;
c) католицизм и буддизм.
14. Суровое, непреклонное соблюдение раз и навсегда установленных нормативов это:
a) авторитаризм;
b) дидактическое морализаторство;
c) ригоризм.
15. Беспрекословное подчинение установленным государством авторитетам это:
a) авторитаризм;
b) ригоризм;
c) дидактическое морализаторство.
16. Навязывание готовых образцов знаний и поведения - это:
a) ригоризм;
b) дидактическое морализаторство;
c) авторитаризм;
17. Фундаментальным компонентом личности, по мнению К. Роджерса, является:
a) концепция «оно»;
b) свое «Я»;
c) Я – концепция.
18. Какие два типа обучения выделяет К. Роджерс?
a) информационное и значимое учение;
b) познавательное и обучающее;
c) информационное и познавательное.
19. Совокупность теоретических и методологических предпосылок определяющих конкретное научное исследование это:
a) гуманность;
b) парадигма;
c) система.
20. Парадигма, ставящая в центр внимания не содержание образования, а эффективные способы усвоения различных видов знаний – это:
a) гуманистическая парадигма;
b) традиционная парадигма;
c) рациональная парадигма.
21. Парадигма, ставящая в центр внимания ученика как субъекта жизни, – это:
a) гуманистическая парадигма;
b) рационалистская парадигма;
c) традиционалистская парадигма.
22. Парадигма, имеющая в своей основе идею о сберегающей, консервативной роли школы - это:
a) рационалистская парадигма;
b) традиционалистская парадигма;
c) гуманистическая парадигма.
23. Какому из перечисленных подходов соответствует научно-техническая парадигма?
a) гуманный подход;
b) сциентистский подход;
c) эгоистический подход.
24. Какая наука является основным «поставщиком» методологического материала ко всем подходам?
a) антропология;
b) естествознание;
c) философия.
25. Кто из ученых считал, что гуманность – это чувство блага в общении с другим?
a) Кант;
b) Гердер;
c) Гете.
26. Способность дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как воспринимают тебя другие люди это:
a) демократия;
b) рефлексия;
c) методология.
27. Как называют распад централизованной традиционной системы народного образования?
a) перестройка;
b) деструктуризация;
c) классификация.
28. Что относится в современной системе образования России к школам нового типа?
a) клинические учреждения;
b) банки и банкоматы;
c) гимназии, лицеи, колледжи.
29. Вид обучения, обеспечивающий простое знание фактов?
a) информационное;
b) проблемное;
c) значимое учение.
Ключ:1а; 2b; 3c; 4а; 5а; 6c; 7b; 8а; 9c; 10b; 11а; 12b; 13а; 14c; 15а; 16b; 17c; 18а; 19b; 20c; 21а; 22b; 23b; 24c; 25а; 26b; 27b; 28c; 29а.
Сущность основных понятий
Культура – уровень развития, типы и формы организации жизни и деятельности общества и людей, материальные и духовные результаты деятельности человека, объективированные в предметных материальных носителях (машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали и права), а так же человеческие силы и способности, реализуемые в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой.
Культурологический подход основывается на том, что любой представитель педагогической мысли – сам носитель культуры; его становление какличности тесно связано с особенностями культурного пространства его времени. культурологический подход - это не догматичная, замкнутая система, а открытая, развивающаяся методология, уходящая корнями в прошлое и одновременно нацеленная в будущее. При этом перспективы развития культурологического подхода заложены внутри него.
Под культурологическим подходом к развитию профессиональной деятельности учителя понимают совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности. При этом главным системообразующим фактором развития профессиональной деятельности педагога считают формирование профессионально-педагогической культуры, что предопределяет специфику разработки содержания, технологий и организационных форм педагогического образования.
Подход – совокупность приемов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблемы.
Синергетика – междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой. Возникло в начале 70-х гг. XX в. В последнее время появился ряд работ, в которых синергетический подход применяется в обучении и воспитании человека, в работах по психологии и социологии.
Модуль 8