Учебно-исследовательские задания по изучению темы
При подготовке к занятию
Задание 1. Составить сравнительную таблицу «Этапы конфликта» на основе анализа подходов, представленных в учебных пособиях: 1) Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков – М.: «Гном и Д»,2001 - 153 с.; 2) Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
Задание 2. Составить правила конструктивного поведения в конфликте.
Задание 3 - «Анализ конфликтной ситуации».
Цель: изучить методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для выявления интересов конфликтующих сторон.
Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, составив карту конфликта.
Методические рекомендации.
Выполните последовательно следующие действия: 1) вспомните конфликтную ситуацию; 2) опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт; 3) опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; 4) опишите потребности и опасения каждой стороны (перечислить не менее 5-6 пунктов), 5) сформулируйте предложения по урегулированию, учитывая потребности и опасения обеих сторон конфликта.
Карта конфликта
Интересы (потребности): Я 1. … 6. | Опасения 1. 2. … | |||
1. 2. … | Требования к оппоненту | 1. 2. … | ||
Предмет конфликта: - … - … | ||||
1. 2. … | 1. 2. … | |||
Требования к оппоненту | ||||
Интересы (потребности): О 1. ... 6. | Н Опасения 1. 2. … | |||
Теоретическая информация к работе представлена в Приложении 2.
Задание 4. Составить таблицу «Характеристика техник изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций», используя книгу: Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.
№ п/п | Наименование | Характеристика |
1. |
Задание 5. Составить таблицу «Характеристика стратегий поведения в конфликте» используя книги: 1) Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.; 2) - Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.
Характеристика стратегий поведения в конфликте
№ п/п | Наименование | Характеристика | Уместно, если… |
Задание 6. Составить таблицу «Характеристика техник управления своим состоянием в конфликте», используя книгу: Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.
№ п/п | Наименование | Характеристика | Название упражнений | Уместно, если... |
Литература
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади, – М.: Академия, 1999.- 124 с.
2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.
3. Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.
4. Лобанов.А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А.Лобанов. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
8. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
9. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001. – 142 с.
10. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.
11. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
12. Смирнова, Е.Е. Психология общения / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО, 2005.– 336 с.
13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2003. – 554 с.
14. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П.Чернявская – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 176 с.
17. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е.Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
Практическое занятие № 4
Тема «Тренинг поведения в публичных выступлениях»
Вопросы для обсуждения.
1. Охарактеризуйте техники использования голоса для повышения эффективности речевой коммуникации
2. Как осуществить эффективное использование вопросов и ответов в коммуникации?
3. Как осуществить эффективную подготовку к выступлению?
4. Как привлечь внимание слушателей в начале выступления?
5. Как можно поддерживать интерес слушателей в процессе выступления?
Литература.
Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224с.
Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения
Лесли Рай. Развитие эффективного общения. СПб.: Питер, 2002. – 288с.
Дэвид Ли Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Волков, А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510с.
Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. – 304; С.186 – 194.