Организация и руководство педагогической практикой

ПРОГРАММА

Педагогической практики студентов V курса

специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности»

Сургут 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена с учетом основных нормативных документов, определяющих общие требования к содержанию и условиям реализации профессиональ­ных образовательных программ, критерии профессиональной подготовленности специа­листов конкретной квалификации по каждому из направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Практика является важнейшим звеном профессионально-педагогической подготов­ки студентов факультета физической культуры и спорта, специальности «безопасность жизнедеятельности». Она позволяет органически связать обучение, осуществляемое в раз­личных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла, и занятий, проводимых по циклу специальных и спортивно-педагогических дисциплин в рамках учебной практики, с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста безо­пасности жизнедеятельности и физической культуры.

Педагогическая практика в школе по праву считается одной из ведущих форм под­готовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обу­чения и воспитания, их связи с психическим развитием ребенка, высокого уровня психо­лого-педагогической культуры, знаний специальных дисциплин, конкретных методиче­ских технологий и методики познания личности и школьного коллектива. Практика при­звана помочь формированию личностного и деятельного подхода к педагогическому про­цессу, накоплению профессионального опыта.

Преддипломная государственная практика, кроме прочего, позволяет, во-первых, оценить деловые и личностные способности будущего специалиста в области безопасно­сти жизнедеятельности, во-вторых, определить степень его пригодности к педагогической деятельности, в-третьих, выявить слабые стороны профессионального и личностного ха­рактера, которые еще возможно устранить в процессе практики.

Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре складывается из двух взаимообусловленных сторон, одна их которых связана с овладением теоретико-методическими знаниями и двигательными умениями по основным видам физической культуры, включенными во все государственные программы, вторая - с приобретением необходимых для практической работы педагогических умений и навыков. Такие умения и навыки можно сформировать только в преподавательской деятельности.

Цель государственной педагогической практики - формирование практической готовности студентов к выполнению обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятель­ности.

Исходя из цели, определены следующие общие задачи педагогической практики:

1. Закрепить и расширить теоретические знания в области педагогики и психологии.

2. Повысить степень владения методикой обучения БЖ и ФК, а также воспитательной ра­боты.

3. Овладеть организацией различных видов учебно-познавательной деятельности учащи­мися на уроках БЖ И ФК.

4. Совершенствовать умения анализировать результаты педагогической деятельности.

5. Вести учебную документацию.

Деятельность студентов во время государственной практики складывается из индивиду­альной и коллективный работы студентов (обсуждение и анализ собственных уроков и других студентов-практикантов и учителей школы, подготовка и проведение внешкольных и внеклассных мероприятий, изготовление учебно-наглядных пособий и дидактических материалов).

Во время практики студенты включаются во все виды деятельности преподавателя-организатора и классного руководителя. Выполняют учебную, внеклассную и воспитательную ра­боту. Особенностью государственной практики является возможность проведения исследователь­ской работы, необходимой для выполнения квалифицированных работ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ

Общие положения

Педагогическая практика на факультете организуется руководителем практики по специ­альности совместно с кафедрой безопасности жизнедеятельности. Непосредственное руководство педагогической практикой возлагается на руководителя (методиста) педагогической практики фа­культета. Для прохождения практики студенты распределяются по группам, руководителями кото­рых назначаются преподаватели кафедры безопасность жизнедеятельности, а также ведущие учи­теля базовых школ. Каждый студент-практикант в период практики ежедневно работает в школе по планам учителя не менее 6 часов. В течение практики каждый студент ведет дневник, в котором фиксирует содержание всей работы, делает ее анализ.

Государственная педагогическая практика проводится на основе договоров, заключенных университетом со средними образовательными учебными учреждениями (средними школами, гим­назиями, лицеями, школами с углубленным изучением отдельных предметов) или с организациями и предприятиями. В договорах изложены обязательства учреждения и университета. Они заключа­ются в сентябре - октябре каждого года. Они вступают в силу после подписания обеими сторонами и действуют в течение того срока, на который соглашаются две стороны.

За месяц до начала практики на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности ут­верждается план прохождения практики, дни консультаций для студентов, определяется список базовых школ, список студентов, допущенных до практики, и закрепление их за групповыми руко­водителями практики. До прохождения государственной педагогической практики не допускаются студенты, имеющие академические задолженности.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой разъясняется цель и задачи практики, пути их решения, требования к отчетной документации, порядок аттеста­ции по результатам практики. По окончании практики на факультете проводится итоговая конфе­ренция, основная цель - защита педагогической практики, подведение итогов и обмен опытом. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие необ­ходимые отчетные документы.

Содержание работы кафедры и преподавателей факультета физической культуры

2.1 Обязательства университета:

- до начала практики представить учреждению для согласования программу практики и календар­ный план;

- представить учреждению список студентов, направляемых на практику, не позднее, чем за неделю до начала практики;

- направить в Учреждение студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики;

- выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных преподавателей;

- обеспечить соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового рас­порядка;

- оказывать работникам учреждения, руководителям практики студентов методическую помощь в организации и проведении практики;

- рассматривать вопросы, связанные с нарушением дисциплины студентами, и принимать необхо­димые меры воздействия на студентов-практикантов.

2.2 Кафедра медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности:

- обеспечивает высокий уровень общепедагогической, психологической и методической подготов­ки студентов ко всем видам педагогической практики;

- координирует деятельность кафедр и базовых школ;

- принимает меры по внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в содер­жание и организацию педагогической практики;

- обеспечивает практикантов необходимой литературой, организует выставки методических мате­
риалов к педагогической практике;

- консультирует студентов по всем вопросам, возникающим в ходе практики;

- разрабатывает методическую документацию по практике.

Содержание работы руководителей педагогической практики факультета , преподавателей базовых школ

3.1 Обязанности методиста по педагогической практики факультета от университета:

- обеспечить четкую организацию, планирование и контроль хода и результатов практики;

- подготовить проект приказа о прохождении практики, в котором распределить студентов по базо­вым школам;

- оформлять документы к оплате руководителей практики базовых школ;

- организовать и провести установочную и заключительную конференции с участием групповых руководителей;

- контролировать работу групповых руководителей практики;

- контролировать работу администрации и преподавателей физического воспитания школ по руко-­
водству практикой, ведению учетной документации;

- принимать меры по устранению недостатков организации практики;

- выборочно посещать уроки и другие мероприятия, проводимые студентами;

- организует подведение итогов практики по курсам, принимает участие в работе комиссии по за­щите практики студентами;

- анализировать отчеты групповых руководителей и составлять итоговый отчет по практике, ре­
зультаты которого доводить на конференции и представлять декану факультета.

3.2 Обязанности группового руководителя практики от университета:

- после издания приказа о прохождении педагогической практики прибыть в закрепленную школу для согласования с директором и преподавателем-организатором ОБЖ мероприятий, обязательных для студентов во время практики;

- определить какие внеклассные мероприятия по ОБЖ будут проводиться в школе в период практи­ки и в какой степени возможно участие в них студентов;

- согласовать с преподавателем-организатором ОБЖ и завучем распределение студентов по клас­сам;

- совместно с преподавателем-организатором ОБЖ определить темы занятий и организовать мето­дическое руководство подготовкой студентов к занятиям;

- определить день для методической работы со студентами (обсуждение методики проведения за­нятий по изучаемой теме, конкретному уроку);

- осуществлять контроль и учет посещаемости и успеваемости студентов;

- систематически проверять и утверждать планы уроков студентов;

- присутствовать на уроках, проводимых студентами;

- проверять отчетную документацию студентов (ход выполнения студентами личных планов, веде­ние дневников и т.д.);

- составлять отчет по итогам практики и предоставлять его методисту по практике факультета;

- принимать участие в установочных и итоговых конференциях, а также совещаниях.

Содержание работы администрации и руководителей базовой школы

4.1 Обязательства учреждения:

- предоставить университету в соответствии с календарным планом места для проведения практики студентов;

- проинструктировать студентов-практикантов о действующих правилах внутреннего распорядка данного учреждения;

- обеспечить нормальные условия прохождения педагогической практики;

- обеспечить практикантам организационное и учебно-техническое руководство путем выделения квалифицированных руководителей;

- создать необходимые условия для выполнения студентами программы практики;

- предоставить студентам и представителям университета, ответственным за практику, возмож­ность пользоваться необходимыми материалами;

- по окончании практики дать письменную характеристику работы каждого студента-практиканта.

4.2 Обязанности руководителя практики от учреждения:

- ознакомить студентов с особенностями организации учебного процесса по своему предмету: дать характеристику учебной программы, школьных учебников и пособий для учащихся;

- ознакомить студентов с учебно-материальной базой, со своим тематическим планом;

- оказывать помощь в составлении конспектов уроков;

- посещать выборочно уроки и осуществлять совместный анализ проведенных уроков;

- на основании обобщения опыта вносить предложения по совершенствованию практики;

- проводить совещания по итогам практики в школе и, по возможности, участвовать в установоч­ных и итоговых конференциях по педагогической практике.

4.3 Обязанности классного руководителя:

- ознакомить студентов с планом воспитательной работы своего класса;

- дать устную характеристику своего класса;

- познакомить студентов с составом класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами;

- ввести студентов в круг обязанностей классного руководителя и осуществлять контроль выполне­ния заданий совместно с руководителем практики;

- оказывать помощь студентам в составлении индивидуального плана работы с классом в качестве классного руководителя;

- оказывать помощь в разработке и проведении воспитательных мероприятий с классом.

Наши рекомендации