Организация и руководство педагогической практикой
ПРОГРАММА
Педагогической практики студентов V курса
специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности»
Сургут 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена с учетом основных нормативных документов, определяющих общие требования к содержанию и условиям реализации профессиональных образовательных программ, критерии профессиональной подготовленности специалистов конкретной квалификации по каждому из направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Практика является важнейшим звеном профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры и спорта, специальности «безопасность жизнедеятельности». Она позволяет органически связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла, и занятий, проводимых по циклу специальных и спортивно-педагогических дисциплин в рамках учебной практики, с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста безопасности жизнедеятельности и физической культуры.
Педагогическая практика в школе по праву считается одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием ребенка, высокого уровня психолого-педагогической культуры, знаний специальных дисциплин, конкретных методических технологий и методики познания личности и школьного коллектива. Практика призвана помочь формированию личностного и деятельного подхода к педагогическому процессу, накоплению профессионального опыта.
Преддипломная государственная практика, кроме прочего, позволяет, во-первых, оценить деловые и личностные способности будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности, во-вторых, определить степень его пригодности к педагогической деятельности, в-третьих, выявить слабые стороны профессионального и личностного характера, которые еще возможно устранить в процессе практики.
Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре складывается из двух взаимообусловленных сторон, одна их которых связана с овладением теоретико-методическими знаниями и двигательными умениями по основным видам физической культуры, включенными во все государственные программы, вторая - с приобретением необходимых для практической работы педагогических умений и навыков. Такие умения и навыки можно сформировать только в преподавательской деятельности.
Цель государственной педагогической практики - формирование практической готовности студентов к выполнению обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности.
Исходя из цели, определены следующие общие задачи педагогической практики:
1. Закрепить и расширить теоретические знания в области педагогики и психологии.
2. Повысить степень владения методикой обучения БЖ и ФК, а также воспитательной работы.
3. Овладеть организацией различных видов учебно-познавательной деятельности учащимися на уроках БЖ И ФК.
4. Совершенствовать умения анализировать результаты педагогической деятельности.
5. Вести учебную документацию.
Деятельность студентов во время государственной практики складывается из индивидуальной и коллективный работы студентов (обсуждение и анализ собственных уроков и других студентов-практикантов и учителей школы, подготовка и проведение внешкольных и внеклассных мероприятий, изготовление учебно-наглядных пособий и дидактических материалов).
Во время практики студенты включаются во все виды деятельности преподавателя-организатора и классного руководителя. Выполняют учебную, внеклассную и воспитательную работу. Особенностью государственной практики является возможность проведения исследовательской работы, необходимой для выполнения квалифицированных работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
Общие положения
Педагогическая практика на факультете организуется руководителем практики по специальности совместно с кафедрой безопасности жизнедеятельности. Непосредственное руководство педагогической практикой возлагается на руководителя (методиста) педагогической практики факультета. Для прохождения практики студенты распределяются по группам, руководителями которых назначаются преподаватели кафедры безопасность жизнедеятельности, а также ведущие учителя базовых школ. Каждый студент-практикант в период практики ежедневно работает в школе по планам учителя не менее 6 часов. В течение практики каждый студент ведет дневник, в котором фиксирует содержание всей работы, делает ее анализ.
Государственная педагогическая практика проводится на основе договоров, заключенных университетом со средними образовательными учебными учреждениями (средними школами, гимназиями, лицеями, школами с углубленным изучением отдельных предметов) или с организациями и предприятиями. В договорах изложены обязательства учреждения и университета. Они заключаются в сентябре - октябре каждого года. Они вступают в силу после подписания обеими сторонами и действуют в течение того срока, на который соглашаются две стороны.
За месяц до начала практики на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности утверждается план прохождения практики, дни консультаций для студентов, определяется список базовых школ, список студентов, допущенных до практики, и закрепление их за групповыми руководителями практики. До прохождения государственной педагогической практики не допускаются студенты, имеющие академические задолженности.
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой разъясняется цель и задачи практики, пути их решения, требования к отчетной документации, порядок аттестации по результатам практики. По окончании практики на факультете проводится итоговая конференция, основная цель - защита педагогической практики, подведение итогов и обмен опытом. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие необходимые отчетные документы.
Содержание работы кафедры и преподавателей факультета физической культуры
2.1 Обязательства университета:
- до начала практики представить учреждению для согласования программу практики и календарный план;
- представить учреждению список студентов, направляемых на практику, не позднее, чем за неделю до начала практики;
- направить в Учреждение студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики;
- выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных преподавателей;
- обеспечить соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
- оказывать работникам учреждения, руководителям практики студентов методическую помощь в организации и проведении практики;
- рассматривать вопросы, связанные с нарушением дисциплины студентами, и принимать необходимые меры воздействия на студентов-практикантов.
2.2 Кафедра медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности:
- обеспечивает высокий уровень общепедагогической, психологической и методической подготовки студентов ко всем видам педагогической практики;
- координирует деятельность кафедр и базовых школ;
- принимает меры по внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в содержание и организацию педагогической практики;
- обеспечивает практикантов необходимой литературой, организует выставки методических мате
риалов к педагогической практике;
- консультирует студентов по всем вопросам, возникающим в ходе практики;
- разрабатывает методическую документацию по практике.
Содержание работы руководителей педагогической практики факультета , преподавателей базовых школ
3.1 Обязанности методиста по педагогической практики факультета от университета:
- обеспечить четкую организацию, планирование и контроль хода и результатов практики;
- подготовить проект приказа о прохождении практики, в котором распределить студентов по базовым школам;
- оформлять документы к оплате руководителей практики базовых школ;
- организовать и провести установочную и заключительную конференции с участием групповых руководителей;
- контролировать работу групповых руководителей практики;
- контролировать работу администрации и преподавателей физического воспитания школ по руко-
водству практикой, ведению учетной документации;
- принимать меры по устранению недостатков организации практики;
- выборочно посещать уроки и другие мероприятия, проводимые студентами;
- организует подведение итогов практики по курсам, принимает участие в работе комиссии по защите практики студентами;
- анализировать отчеты групповых руководителей и составлять итоговый отчет по практике, ре
зультаты которого доводить на конференции и представлять декану факультета.
3.2 Обязанности группового руководителя практики от университета:
- после издания приказа о прохождении педагогической практики прибыть в закрепленную школу для согласования с директором и преподавателем-организатором ОБЖ мероприятий, обязательных для студентов во время практики;
- определить какие внеклассные мероприятия по ОБЖ будут проводиться в школе в период практики и в какой степени возможно участие в них студентов;
- согласовать с преподавателем-организатором ОБЖ и завучем распределение студентов по классам;
- совместно с преподавателем-организатором ОБЖ определить темы занятий и организовать методическое руководство подготовкой студентов к занятиям;
- определить день для методической работы со студентами (обсуждение методики проведения занятий по изучаемой теме, конкретному уроку);
- осуществлять контроль и учет посещаемости и успеваемости студентов;
- систематически проверять и утверждать планы уроков студентов;
- присутствовать на уроках, проводимых студентами;
- проверять отчетную документацию студентов (ход выполнения студентами личных планов, ведение дневников и т.д.);
- составлять отчет по итогам практики и предоставлять его методисту по практике факультета;
- принимать участие в установочных и итоговых конференциях, а также совещаниях.
Содержание работы администрации и руководителей базовой школы
4.1 Обязательства учреждения:
- предоставить университету в соответствии с календарным планом места для проведения практики студентов;
- проинструктировать студентов-практикантов о действующих правилах внутреннего распорядка данного учреждения;
- обеспечить нормальные условия прохождения педагогической практики;
- обеспечить практикантам организационное и учебно-техническое руководство путем выделения квалифицированных руководителей;
- создать необходимые условия для выполнения студентами программы практики;
- предоставить студентам и представителям университета, ответственным за практику, возможность пользоваться необходимыми материалами;
- по окончании практики дать письменную характеристику работы каждого студента-практиканта.
4.2 Обязанности руководителя практики от учреждения:
- ознакомить студентов с особенностями организации учебного процесса по своему предмету: дать характеристику учебной программы, школьных учебников и пособий для учащихся;
- ознакомить студентов с учебно-материальной базой, со своим тематическим планом;
- оказывать помощь в составлении конспектов уроков;
- посещать выборочно уроки и осуществлять совместный анализ проведенных уроков;
- на основании обобщения опыта вносить предложения по совершенствованию практики;
- проводить совещания по итогам практики в школе и, по возможности, участвовать в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике.
4.3 Обязанности классного руководителя:
- ознакомить студентов с планом воспитательной работы своего класса;
- дать устную характеристику своего класса;
- познакомить студентов с составом класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами;
- ввести студентов в круг обязанностей классного руководителя и осуществлять контроль выполнения заданий совместно с руководителем практики;
- оказывать помощь студентам в составлении индивидуального плана работы с классом в качестве классного руководителя;
- оказывать помощь в разработке и проведении воспитательных мероприятий с классом.