Крытэрыі эфектыўнасці сацыяльна-культурнай дзейнасці
Учет качества культурно-просветительной деятельности на основе двух групп критериев: социальноэкономических и социально-педагогических
Социально-экономические критерии эффективности, отражающие соотношение между затратами финансовых, материальных, трудовых, временных ресурсов и результатами деятельности:
- наличие материальной базы, удовлетворяющей требованиям обеспечения прогресса непрерывного просвещения, включения масс в различные виды творчества и организации рационального отдыха и интенсивность ее использования;
- наличие специалистов, призванных обеспечить реализацию общественных функций культурно-просветительной работы и их соответствие социальным и профессионально-квалификационным требованиям;
- степень охвата масс культурнопросветительной работой,
- соотношение реальной и потенциальной аудитории;
- соотношение между количеством групп населения, с которыми проводится работа в соответствии с принципом дифференциации, с реально существующими группами населения в конкретном регионе;
- интенсивность включения людей в социально-культурную деятельность;
- регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде;
- соответствие результатов финансово-экономической деятельности учреждения научно обоснованным плановым показателям.
Социально-педагогические критерии, связанные с оценкой соответствия результатов социально-культурной деятельности целям воспитания:
- результативность воздействия культурно-просветительной работы на нравственный облик и развитие личности, отражающаяся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;
- широта, полнота, гармоничность включения масс в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых;
- соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности общепедагогическим и специфическим принципам культурно-просветительной работы.
Для построения целостной системы критериев эффективности культурнопросветительной работы, по отношению к которой группа социально-экономических критериев выступает как подсистема, необходимо уточнить, расширить и дополнить данную группу. Следует считать научно оправданным включение в нее четырех обобщенных критериев.
1) критерий наличия и интенсивности использования материальной базы культурно-просветительной работы, удовлетворяющей требованиям обеспечения и включения масс в творчество и организации рационального отдыха;
2) критерий наличия специалистов, призванных обеспечить реализацию общественных функций культурно-просветительной работы;
3) критерий, отражающий степень охвата культурно-просветительной деятельностью различных категорий населения;
4) критерий соответствия результатов финансово-экономической деятельности научно обоснованным плановым показателям.
М. А. Ариарский и Г. М. Бирженюк выделяют три главных условия эффективности культурно-просветительного процесса:
- приведение его содержания и направленности в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к воспитательной работе;
- отбор средств, методов и форм рациональной организации свободного времени масс и педагогической инструментовки, обеспечивающих реализацию общепедагогических закономерностей эмоционального воздействия на личность;
- учет особенностей социальнокультурной деятельности в условиях свободного времени.
Единой, всеми принятой системы критериев и показателей эффективности социальнокультурной деятельности не выработано. Большинство исследователей в той или иной мере использовали систему эффективности социально-культурной деятель ности, разработанную В. С. Цукерманом который предложил качественные, количественные и качественно-количественные критерии измерения эффективности с учетом особенностей деятельности культурно-просветительного учреждения.
Для оценки эффективности выделялись несколько типов сопоставимых объектов. К качественным критериям, по предложению В. С. Цукермана отнесены:
а) критерий общественной оценки;
б) критерий отношения;
в) функциональный критерий;
г) критерий дифференциации.
Вторая группа критериев - качественно-количественные:
а) критерий эффективности использования клубных помещений;
б) критерий участия трудящихся в управлении клубом;
в) критерий сферы влияния.
Третья группа - количественные критерии, характеризующие такие виды деятельности клубов, которые точно измерены и выражены в цифровых показателях:
а) финансовый критерий;
б) критерий массовости, или критерий участия Критерий участия - один из важнейших.
«В конечном счете, - эффективность работы клуба определяется степенью привлечения к нему населения. Показатели участия можно считать комплексными показателями, характеризующими работу клуба по определенным направлениям№
«эффективность культурно-просветительной работы не поддается прямому измерению, однако ее можно оценить косвенным образом с помощью показателей, репрезентативно отражающих особенности структуры и динамики развития социальнокультурной деятельности разных групп населения»