Навуковыя школы ў сучаснай тэорыі сацыяльна-культурнай дзейнасці

Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура

Вступая в XXI в., человечество столкнулось во всех сферах своей жизнедеятельности с нарастающими кризисами и угрозами. Преодолеть их можно, только опираясь на силу человеческого разума и его познания окружающего мира, и прежде всего - на возможности науки и образования. Поэтому, начиная со второй половины ХХ в., научная мысль во всех отраслях знания - в естественных, технических, гуманитарных науках - все более заинтересованно, целенаправленно и масштабно занимается исследованием сущности и особенностей фундаментальной науки как специального социального феномена; получила новое развитие система образования.

Для культуры рубежа XX-XXI вв.центральным вопросом является проблема будущего.

Социально-культурная работа зарубежных стран имеет высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». «Досуг» - имеет больше коммерческо-развлекательный смысл, а «рекреация» - некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений в многофункциональности (музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).

Рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах).

Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы:

- традиционные комплексные (семейного типа), предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе;

- тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.)

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.

На Западе сильно развита доступность социально-культурной сферы для людей с различными физическими и умственными отклонениями:

· персонал, специально обученный для помощи людям различными недугами;

· четко и ясно написанные объявления и указатели и т.д.

Услуги для глухих и слабовидящих:

· экскурсии на языке знаков и жестов;

· персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;

· доступ в музей обученных собак;

· вода для этих собак и т.д.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

· трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;

· пассажирские лифты (не грузовые);

· стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;

В сфере досуга отводится большая роль в решении молодежных проблем. Большое внимание этим проблемам уделяет школа – в ней тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так, в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного времени». В Германии - досугово-образовательные центры.

Также это добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами. Например, скаутское движение. Основной задачей является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологииориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологиив своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:

1. Как социальный феномен: СКД - общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

2. Как общечеловеческий феномен: СКД - социальный механизм и сфера международных, межнациональных культурных связей и обменов, проводящихся независимо от инициативы или по инициативе частных лиц, государственных или негосударственных организаций.

3. Как конституционно-правовой феномен: СКД - конституционный механизм создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности граждан, этнических общностей; определения принципов и правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности, государства и организаций культуры.

4. Как научно-исследовательский феномен: СКД - междисциплинарная область научных исследований, предметом которой выступает изучение культурной, образовательной, просветительной среды обитания человека, особенностей духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

5. Как учебно-образовательный феномен: СКД - программа подготовки специалистов средней и высшей квалификации в области культуры и искусства, способных обеспечить социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.

6. Как межотраслевой, внепроизводственный феномен: СКД - функция, содержание и сфера деятельности трудовых коллективов материальных и нематериальных отраслей производства, осуществляемая в рекреационных, просветительных, креативных целях.

7. Как профессионально-отраслевой феномен: СКД - система профессиональной деятельности, стимулирующая на государственно-нормативной основе духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях свободного времени.

8. Как пространственно-временной феномен: СКД - 1) профессиональное поле деятельности специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего времени; 2) самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени, главным образом, той его части, которая определяется как досуг.

9. Как общественно организованный феномен: СКД - особая область деятельности общественных организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию исторически сложившихся норм поведения, национального языка, традиций, обычаев, фольклора, промыслов и ремесел различных этносов.

10. Как личностно индивидуальный феномен: СКД - 1) духовно-эстетическая индивидуальная деятельность, основанная на инициативе, активности, добровольности, выражении "самости" человека в его творческом развитии; 2) функционирование личности в окружающей социокультурной среде, формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения, форм участия в социокультурных процессах.

Наши рекомендации