Глава VII. Государственные пособия и компенсационные
выплаты...................................…………………………………….... 293
§ 1. Виды государственных пособий.........................……………………... 294
§ 2. Компенсационные выплаты по системе
социального обеспечения...........................................………………… 323
Глава VIII. Социально-правовая защита лиц
с психическими расстройствами.............................………………. 329
§ 1. Социальная защита лице психическими
расстройствами в стационарных психоневрологических
учреждениях............................................................…………………. 329
§ 2. Трудоустройство лиц с психическими расстройствами
как одна из форм социальной
реабилитации..........................................................…………………. 344
Введение
Как обустроить Россию - вопрос, который объединяет сегодня все слои общества - и «согласных» и «несогласных».
Начатые в России преобразования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинно демократического государства, предполагающего реализацию прав человека и, прежде всего, права на социальные гарантии, в основе своей общество изначально поддержало.
Это находит свое объяснение, в частности, в том, что на смену командно-административным отношениям, казалось, приходит состязательно-партнерский тип отношений, когда перед трудовыми коллективами и их общественными организациями открывается возможность по деловому и добросовестно взаимодействовать с хозяйственной администрацией (работодателями). Однако вряд ли многие представляли себе реальные трудности переходного периода, а главное - его длительность. Сегодня, к сожалению, государство и общество продолжают переживать социально-экономическую неустроенность, снижение уровня и качества жизни многих слоев населения в результате неплатежей, задержки выплат заработной платы, пенсий и пособий, резкой поляризации доходов населения, роста открытой и скрытой безработицы. В основных сферах народного хозяйства, определяющих социально-экономическую атмосферу общества, до сих пор должных позитивных перемен, по существу, не наступило. К этому следует добавить разгул преступности и проявления экстремизма в различных формах.
Серьезные сбои и упущения в механизме осуществления социально-экономических преобразований из-за отсутствия у инициаторов реформ обоснованной программы их проведения поставили в критическое положение тружеников сферы материального производства, работников науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения.
«Главное, чего мы не сумели сделать, - надежно защитить социальные и экономические права человека», - должен был признать в одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием Президент РФ, констатируя, что социальные обязательства государства выполняются крайне неаккуратно, с крупными провалами и огромным напряжением[1].
Отсутствие должного подхода к методам осуществления реформ и, как следствие, реализация бессистемного набора различных вариантов преобразований социально-экономической и политической жизни общества, к сожалению, не дали, да и не могли дать, позитивного результата обновления общества и государства в целом. А между тем Президент РФ, как и перманентно меняющиеся правительства России, из года в год в своих неоднократных заявлениях сулили наступление экономической стабильности, по существу проводя недозволенные эксперименты над народом своей страны. При этом они не забывали говорить о принципе социальной справедливости.
Трудно надеяться на скорое наступление стабилизации при непрекращающемся спаде производства, искусственном торможении инфляции, отсутствии со стороны государственных органов надлежащего контроля за валютно-финансовой ситуацией, равно как и способности эффективно координировать процессы общественного развития. Сложившееся положение стало следствием действия многих факторов объективного и субъективного характера переходного периода. Главное же, на наш взгляд, состоит в том, что государству пока недостает политической воли. Нерешительность власти часто гасит возможные положительные эффекты реформ, тогда как самим структурам государственной власти свойственен дефицит ответственности.
Правительство России явно недооценивает социальные аспекты экономических реформ, усматривая выход из создавшейся ситуации не в направлении повышения эффективности и без того неоправданно малых социальных гарантий для народа своей страны, а в ликвидации или значительном «урезании» имеющихся, хотя и незначительных, определенных социальных гарантий - в частности, пенсионерам, ветеранам, матерям, детям и другим.
Видимо, тупиковая ситуация, в которую попало Правительство России, обещая налогоплательщикам «экономическую стабильность», побудила его внести на рассмотрение Государственной Думы несколько проектов федеральных законов, предусматривающих отмену ряда льгот и услуг судьям и работникам судов, органов безопасности, прокурорским работникам, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, должностным лицам таможенных органов, налоговой полиции и другим. А между тем предусмотренная указанными законопроектами отмена прав на определенные льготы и услуги противоречит части 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права граждан.
Предоставленное указанным категориям лиц право на определенные законом или иными нормативными актами льготы следует рассматривать как компенсацию за связанное с исполнением служебных обязанностей ограничение возможности в полной мере реализовать гарантированные Конституцией РФ соответствующие гражданские права и свободы.
По нашему мнению, рассмотрение подобных законопроектов должно сопровождаться серьезными правовыми и социально-экономическими обоснованиями целесообразности их принятия, включающими реальную оценку как предполагаемой экономии бюджетных средств, так и возможности социально-экономических последствий для страны.
Представляется, что возможное снижение уровня социальной защищенности работников правоохранительных органов и других категорий граждан негативно повлияет на качество укомплектования кадрами силовых структур государства, снизит эффективность их деятельности, приведёт к расширению масштабов социальной напряженности в обществе.
Нельзя рассчитывать на успех экономического реформирования без учета его социально-трудовых аспектов и соблюдения принципа социальной справедливости.
Принцип справедливости в социально-трудовой сфере должен находиться в органическом единстве с принципами законности и нормами права. Утверждение этого принципа в пользовании материальными и духовными благами имеет к тому же огромный нравственный смысл.
Понимание того, что все делается по справедливости, вдохновляет людей, способствует повышению их трудовой и общественной активности. И, наоборот, всякие отклонения от справедливости вызывают законное возмущение, снижают готовность к производительному труду, порождают социальную апатию и социально-трудовые конфликты.
Проблема социальной справедливости в сфере социально-трудовых отношений должна решаться с предоставлением всем гражданам и юридическим лицам равных шансов в экономической жизни и адресной защиты социально незащищенным слоям населения.
На решение проблемы социальной справедливости должны быть направлены усилия законодателя по совершенствованию правовой базы (в том числе трудового законодательства) в вопросах регулирования социально-трудовых отношений, включая социальное партнерство, социальную защиту населения, которая отвечала бы потребностям зарождающейся многоукладной экономики и формирующегося нового гражданского общества.
К сожалению, в России до настоящего времени нет четкой концепции нового Кодекса о труде (Трудового кодекса), хотя необходимость в ней очевидна в связи с социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, появлением новых организационно-правовых форм и видов собственности.
В этой ситуации Министерство труда и социального развития Российской Федерации подготовило проект закона о работниках и работодателях[2]. В Министерстве были разработаны также два варианта Трудового кодекса. Сущность одного из них заключается в том, что в законопроекте обозначен максимум государственного регулирования во взаимоотношениях «работодатель -работник ». При этом все основные моменты трудовых отношений отнесены к индивидуальному трудовому контракту. Другой вариант законопроекта направлен на приведение трудового законодательства в соответствие с реалиями рыночной экономики, создание механизма регулирования взаимоотношений работников и работодателей вне зависимости от форм собственности предприятия, организации, учреждения. Видимо, для подготовки нового Трудового кодекса должны быть использованы наработки обоих вариантов.
Очевидно, что развитие законодательства в социально-трудовой сфере должно осуществляться с учетом все возрастающего влияния роли международно-правовых норм, - в частности, конвенций и резолюций Международной Организации Труда (МОТ), на формирование социальной политики и, разумеется, трудового и социального права. Россия же медленно приближается к международным социальным стандартам, хотя и взяла на себя известные определенные обязательства, скажем, перед Советом Европы. А между тем международные источники трудового и социального права, реализуемые в национальное законодательство, призваны способствовать усилению гарантий социальной защищенности всех категорий населения.
Настоящее учебное пособие касается лишь части социально-трудовых отношений в обществе и нацелено на то, чтобы стороны этих отношений были в них компетентны, четко представляли свои права и обязанности.
Трудовое и социальное