Прогнозирование результатов проекта.
7.1. Ожидаемые положительные результаты:
· Дети познакомятся с эмоциональным миром человека.
· Старшие дошкольники научатся различать чувства и эмоциональные состояния.
· Дошкольники станут ярче проявляться эмоциональный отклик на музыку через участие в музыкальных видах деятельности на коррекционно-развивающих занятиях.
· Дети научатся адекватно оценивать себя.
7.2. Возможные негативные последствия, потери – компенсаторные меры по их устранению:
· Недостаточная компетентность родителей в необходимости проведения своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках проекта – проводить индивидуальные беседы с родителями, стимулировать на активное участие в работе.
· Недостаточное понимание проектной деятельности молодыми педагогами, особенностей работы по проекту – индивидуальные консультации зам. зав. по УВР с начинающими педагогами, оказание методической помощи, привлечение молодых педагогов к участию в проекте.
8. Определение участников:
· Заведующий ДОУ,
· Заместитель заведующего по УВР,
· Зав. Хоз,
· Воспитатели, специалисты,
· Помощники воспитателя,
· Шеф-повар, повар,
· Кладовщик,
· Воспитанники ДОУ,
· Родители.
9. Сроки исполнения:с 01.09. 2014 по 31.05.2015г.
10. Определение рисков:
ñ Отсутствие детей на деятельности по уважительным причинам (болезни, отпуска и т. д.)
ñ Нехватка педагогических кадров. Педагог может принимать участие не на всех занятиях.
11. Смета расходов на реализацию проекта:
№ п/п | Материал, вид услуги. | Количество экземпляров | Стоимость |
1. | Альбомы для рисования | 24 шт. | 600 рублей |
2. | Набор карандаши цветные | 12 шт. | 480 рублей |
3. | Набор красок | 12 шт. | 600 рублей |
Клей-карандаши | 12 шт. | 420 рублей | |
Настройка фортепиано | 1 раз в год | 2000 рублей | |
Журнал «Созвучие» | 6 экзмпляров в год | 1800 рублей | |
Ноутбук | 1шт. | 22000 рублей | |
Антивирус Касперского | 1шт. | 1000 рублей | |
Музыкальный центр | 1 шт. | 15000 рублей | |
Черные шторы для затемнения окон | Длина12м ширина 1м40 см | 2400 рублей |
12. Фаза реализации проекта:
12.1. Заключение письменной договоренности с родителями для проведения психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми.
12.2. Поэтапная деятельность реализации проекта:
Организационный этап:
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Контроль |
1. | Подбор диагностических методик, организационная работа по подготовке к проведению диагностики | Сентябрь | Зам. зав. по УВР Т.Г. Иголкина | самоконтроль |
2. | Составление сценария родительского собрания | 01.09-9.09 | Педагог-психолог, воспитатели | Зам. зав. по УВР Т.Г. Иголкина |
3. | Составление консультации для педагогов и родителей по теме проекта с презентацией | 10.09-.18.09. | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко |
4. | Заключение соглашений с родителями на участие в проекте | 18.09.-.25.09. | Педагог-психолог Т.Г. Иголкина, воспитатели под.гр. О.В.Меркушева, Н.И.Мирошникова , Е.А.Иванова, М.А. Козлова | Зав.Г.Н.Ермоленко |
5. | Разработка информационного стенда для родителей по реализации проекта | Сентябрь | Педагог-психолог Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко |
6. | Подбор наглядно – иллюстративного, дидактического материала, методических пособий для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми. | В течение года | Воспитатели подготовительных групп №1 групп №6 | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина |
7. | Подготовительные мероприятия для проведения занятий в темноте | Февраль | Муз. Руководитель, педагог-психолог Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко |
8. | Разработка мульти – медийной презентации «Итоги работы по проекту» (см. приложение ) | Апрель-май | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко |
9. | Подбор музыкального репертуара, разработка танцев и упражнений для детей, составление сборника песен. | Апрель | Муз. Руководитель, Педагог-психолог Т.Г. Иголкина . | Самоконтроль |
Составление сценария итогового занятия по теме «Положительные эмоции» (см. приложение) | Воспитатели подготовительных групп О.В.Меркушева, Н.И.Мирошникова , Е.А.Иванова, М.А. Козлова | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина | ||
Обсуждение сценария итогового занятия, распределение ролей и обязанностей взрослых | Апрель | Муз. руководитель Педагог-психолог Т.Г. Иголкина . | самоконтроль | |
Составление праздничного меню. | Май | Кладовщик Ретровская М.А. шеф-повар Романюк Л.А. | Зав. Г.Н.Ермоленко |
Основной этап:
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Контроль |
1. | Диагностика вводная | Сентябрь | Муз. Руководитель Т.Г.Ковалева. Педагог-психолог Т.Г. Иголкина . | Зав. Г.Н.Ермоленко |
2. | Консультация для педагогов «Эмоциональная сфера старших дошкольников» | 20.09.14 | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко |
3. | Проведение родительского собрания, заключение письменных соглашений с родителями | 15.09-20.09 | Воспитатели всех групп | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина |
4. | Оформление информационного стенда для родителей | В течение года | Воспитатели групп | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина |
5. | Проведение коррекционно-развивающих занятий в соответствии с учебно-тематическим планом | Октябрь-Апрель | Воспитатели подготовительных групп, муз. Руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед | Зав. Г.Н.Ермоленко , Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина |
7. | Проведение мульти-медийной презентации по итогам проекта | Май | Воспитатели подготовительных гр., муз. руководитель, учитель-логопед | Зам. зав.по УВР Т.Г. Иголкина |
Итоговый этап:
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Контроль |
1. | Итоговая диагностика | Май | Воспитатели подготовительных групп, муз. Руководитель, педагог-психолог | Зав. Л.Н. Петрова |
2. | Проведение итогового занятия для родителей | 15.05.2015 | Зам. зав. по УВР Т.Г. Иголкина | Зав. Г.Н.Ермоленко , |
Эмоциональное общение в форме чаепития | 27.08.-29.08. | Воспитатели групп | Зам. зав.по УВР Т.Г. Игол-кина |
12.4. Ресурсы, способствующие реализации проекта:
Материально-технические – использование мульти-медийного оборудования, фото- видео- камер, музыкального центра, интернет - технологий;
Кадровые – Педагог-психолог имеет высшее образование. Закончила Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского в 2004г. Присуждена квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Имеет специальность: учитель музыки и музыкальный руководитель. Стаж работы музыкальным руководителем в ДОУ 15 лет. 1-я квалификационная категория. Совместная работа с зам. Зав. ДОУ по УВР, воспитателем подготовительной дошкольной группы. Воспитатель Кармацкая Галина Константиновна имеет средне-специальное педагогическое образование. Закончила Читинское педагогическое училище. Факультет дошкольной педагогики и психологии. Стаж работы 35г. Непрерывный в МБДОУ №53. Соответствие занимаемой должности. Приглашение родителя для фотосъемки праздника, привлечение всего коллектива к участию в проекте.
Финансовые – привлечение денежных средств из фонда детского сада.
12.5 Конечный продукт:
· Приобретенный опыт у педагогов организации педагогической деятельности на занятиях проекта;
· Повышение осведомленности родителей о коррекционнно-развивающей работе с их детьми
· Формирование основ гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста;
· Обогащение развивающей среды по патриотическому воспитанию.
13. Фаза завершения проекта:
13.1. Апробация и проверка конечного продукта:
· Беседы с педагогами «О приобретенном опыте»;
· Опросы родителей о полученной информации, проведенных мероприятиях, их значимости для детей и родителей;
· Мониторинг по проекту
· Рефлексия деятельности;
· Проверка наличия наглядной информации в уголках.
13.2. Заседание творческой группы:
· Оценка и подведение итогов;
· Сопоставление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными;
· Распределение грамот для родителей «За лучшую творческую работу»;
· Расформирование команды.
Литература
1.Арсеньевская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2012.
2.Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/сост. Н.Г.Барсукова и др.. -Волгоград: Учитель, 2013.
3.Верекса А.Н. Индувидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4.Гамезо М.В., Петрова Е.А. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. –М: Педагогическое общество России. 2004.
5.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология –М.: 1993.
6.Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ/Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 4-е изд. -М.:Айрис-пресс, 2008.
7.Жучкова Г.И. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов.М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8.Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986.
9.Изард Кэррол Э. Психология эмоций/ Перев. С англ. –Спб.: Издательство «Питер», 2000.
10.Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли Ваш ребенок к школе? – С.-П.: Дельта, 1997.
11.Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М.: ТЦСфера, 2008.
12.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996.
13.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. Ред. Проф. Л.Н. Шипицыной. – СПб.: «Речь, 2005.
14.Крюкова С.В. Слободянник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис 5-е издание, 2010.
15.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: 1997.
16.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
17.Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет /-М.: 2006г.
18.Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.
19.Лютова-Робертс Е., Монина Г., Плаксина Е. Иллюстрации. Санк-Петербург, Издательство «Речь».2011.
20.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -Спб.: Издательство «Речь», 2006.
21.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -Спб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
22.Никитина Н.Б. Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Никитина; Забайкал.гос.гум.-ед. Ун-т.-Чита, 2010.
23.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999
24.Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: Методические рекомендации./ Авт.-сос.: Рычкова В. В — Чита: ЧИПКРО, 2005.
25.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
26.Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
27.Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками. Учебно-методическое пособие. СПБ.: ЛОИРО, 2003.
28.Тютюнникова Т.Э. Доноткино: Учеб.-метод. Особие для начального музыкального воситания и развития.-СПб.:Изд-во «Музыкальная палитра», 2011.
29.Тютюнникова Т.Э. Звездная дорожка. С CD диском с семинара №1 «Открой музыку в себе».
30.Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полет в другое измерение:Учебно-методическое особие для начального музыкального музыкального обученимя. -Спб.: Издательство «Музыкальная палитра».2008.
31.Тютюнникова Т.Э. Суп из колбасной палочки. Интегрированные занятия для дошкольников.
32.Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.
33.Шаграева О.А., Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Филиппова Г.Г. Детский практический психолог: Программы и методические материалы.
34.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста /Г.А. Широкова, - Ростов /н. Д. , 2005г.
35.Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985г.
36.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М, Либлинг.-М.: Изд-во Моско. Ун-та, 1990.
Сборники нотных изданий
37.«Музыка в детском саду». Младшая группа. Составители Н Ветлугина, И. Дзержинская, Л Комисарова. Москва, 1997г.
38.«Музыка в детском саду». Средняя группа. Составители Н Ветлугина, И. Дзержинская, Л Комисарова. Москва, 1997г.
39.Сборник нот «Музыка в детском саду». Старшая группа. Составители Н Ветлугина, И. Дзержинская, Л Комисарова. Москва, 1997г.
40.Сборник нот «Музыка в детском саду». Подготовительная группа. Составители Н Ветлугина, И. Дзержинская, Л Комисарова. Москва, 1997г.
Журналы
41.«Музыкальный руководитель» №1, 2010
42.«Музыкальный руководитель» №3, 2010
43.«Музыкальная палитра» №1, 2010
44.«Созвучие» №15,2010 с музыкальным приложением на CD-диске
45.«Созвучие» №20,2012 с музыкальным приложением на CD-диске
46.«Созвучие» №21,2012 с музыкальным приложением на CD-диске
47.«Созвучие» №24,2013 с музыкальным приложением на CD-диске
Приложение
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Материалы | Цели |
Знакомство. | Сборник «Музыка в детском саду» Платочек, карандаши, альбомные листы. | Прививать навыки позитивного социального поведения; развивать чувство принадлежности к группе. Развитие эмоционального отклика на музыку. | |
Моё имя. | Сборник «Музыка в детском саду» платочек, наглядность для игры паровоз. | Учить детей действовать согласовано. Развивать чувство сплоченности, единства. | |
Моё имя. Подготовка к общему действию | Сборник «Музыка в детском саду» платочек | Подготовить к общему действию, к игре. Настроить детей на активную совместную деятельность. Учить детей высказывать свою точку зрения. Развитие эмоционального отклика на музыку | |
Действуем согласовано. | Сборники «Музыка в детском саду», «Золотая лира», Ковёр. | Обратить внимание детей на индивидуальные особенности сверстников. Настроить на активную совместную деятельность. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, жестами, пантомимикой. Учить пению в характере мелодии. Учить расслабляться. | |
Активная совместная деятельность. | Сборники «Музыка в детском саду», «Золотая лира», Клубочек. | Сплочение группы, развитие певческих навыков, закрепление умения передавать эмоции в мимике, жестах, пантомимике. Учить детей расслабляться. Развитие эмоционального отклика на музыку | |
Сплочение группы. | Сборники «Музыка в детском саду», «Золотая лира», Клубочек. Шапочки животных. | Развивать координацию движений, укреплять чувство единства развивать воображение; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики; учить передавать заданный образ движениями. Учить детей расслабляться. | |
Радость. | Иллюстрации, отражающие эмоциональные состояния. Зеркало для каждого ребенка. Альбомный лист бумаги, карандаши – простой и цветные (для каждого ребенка). | Познакомить детей с чувством радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке. | |
Радость-2. | Хрустальный колокольчик. Картинка «Клоуны». Зеркало для каждого ребенка. Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и др.) | Продолжение знакомства с чувством радости, развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику | |
Радость – 3. | Вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: Глаза, бровь, носы, улыбки. Альбомные листы бумаги на каждого ребенка. Клей. Хрустальный колокольчик. Зеркало для каждого ребенка. Мягкая игрушка заяц. Пенёк. | Продолжение знакомства с чувством радости. Развитие эмоционального отклика на музыку | |
Горе. | Пиктограмма и иллюстрация с изображением эмоции горя. Альбомный лист бумаги, карандаши – простой карандаш и цветные для каждого ребенка. Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка. Кукла Катя. | Познакомить детей с эмоцией горя, научить определять эмоции на пиктограммах; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию. | |
Удивление. | Иллюстрации и пиктограммы с эмоцией удивления. Зеркало. Альбомный лист бумаги, карандаши – простой и цветные (для каждого ребенка). Инструменты детского оркестра: погремушки, бубны, треугольник, хрустальные колокольчики. | Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать её на различных изображениях; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов. | |
Злость. | Пиктограммы с изображением радости, горя, удивления. Портрет Злюки. Погремушки, бубны, треугольник, хрустальные колокольчики. | Закрепить эмоцию удивления и познакомится с эмоцией злости. | |
Злость – 2. | Хрустальный колокольчик, наглядность, обруч. | Знакомство с чувством злости; тренировка умения различать эмоции. | |
Страх. | Иллюстрации с изображением страха. Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка. Альбомный лист, карандаши – простой и цветные (для каждого ребенка). Зеркальца. Шапочка медведя. | Познакомить детей с эмоцией страха; Научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; Научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, художественных средств). Развивать воображение. | |
Страх-2. | Кукла настроение; Игра «Азбука настроений». Шапочка медведя. | Продолжение знакомства с чувством страха; Поиск путей предложения страха; Развитие эмпатии, умение сопереживать другим. | |
Страх-3 | Черные шторы, фонарик, шапочки козлят, божьей коровки Милы. | Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха. | |
Гнев. | Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим. Зеркало. Альбомный лист бумаги, карандаши – простой и цветные (для каждого ребенка). Пиктограммы, изображающие эмоции. Нарисованный поезд на ниточке. Метла. | Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность. | |
Робость. | Музыкальное пособие «Музыка в детском саду», зеркальца для каждого ребенка, пиктограмма «робость», шапочки: кота и 4 мышек.. | Сплочение группы, повышение у детей уверенности в себе, знакомство с чувством робости. | |
Закрепление знаний о чувствах. | Костюмы, маски для клоунов. Шапочки с изображением животных. Зеркало. Фотоаппарат. Портрет Грустика. Альбомный лист бумаги, карандаши – простой и цветные (для каждого ребенка). Музыкальный центр CD c записью музыкальных произведений Д Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола». Зонт. | Закреплять умение различать чувства; Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности. | |
Положительные эмоции. | DVD, аудиокассеты, диски с записью музыки. Мелкие предметы (игрушки из киндер сюрприза, матрешки), 3-4 коробочки. Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например квадратами. Два мольберта. | Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение. | |
Чаепитие | Конфеты, пироженное, чай. | Сплочение группы. |