В специальные классы направляются дети школьного возраста с согласия родителей и при наличии заключения психолого-медико-педаогической комиссии
Содержание образования в специальном классе определяется образовательной программой, разрабатываемой на базе образовательной программы данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке образовательной программы специальных классов могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.
Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
§ формирование представлений о себе;
§ формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
§ формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
§ формирование коммуникативных умений;
§ обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
§ обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
§ овладение доступными образовательными уровнями.
С детьми, обучающимися в специальном классе, занимается педагог-дефектолог, педагог- логопед, специалисты по ЛФК, массажу, социальный работник и т.д.
В школах VIII вида могут создаваться классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Однако, в данные классы принимаются дети с умеренной степенью умственной отсталости, у которых нет медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении и владеющие элементарными навыками самообслуживания[9]. Эти положения исключают детей с тяжелой (F72) и глубокой (F73) степенью умственной отсталости из системы образования.
Проблема заключается в том, что открытие подобных классов не обязательно для специальных учебных заведений, многие учреждения не открывают подобные классы, и дети с несколькими сочетанными дефектами исключаются из системы образования. Представляется, что необходимо сделать открытие подобных классов обязательным для спец. школ по мере выявления детей, имеющих сложный дефект.
Другая проблема коррекционных учебных заведений заключается в том, что не во всех субъектах федерации есть коррекционные учебные заведения всех видов, и дети-инвалиды должны получать образование в другом регионе и жить не в семье, а в школе-интернате. Поскольку данные школы финансируются из бюджетов субъектов, спецшколы отказываются принимать детей из других субъектов Федерации. Чаще всего эта проблема решается путем заключения договоров между органами образования субъектов и субъекту Федерации, в котором в котором существует спец. школа перечисляются деньги из других регионов. В подобном случае на родителя ребенка с инвалидностью ложится дополнительная нагрузка, он должен обратиться в органы образования того субъекта федерации, где проживает его ребенок и просить оплатить обучение ребенка в спец. школе в другом регионе. Эта проблема усложняется еще и тем, что у субъектов различные финансовые возможности, и регион с небольшим бюджетом не сможет оплатить довольно дорогое обучение ребенка-инвалида в спец. школе другого региона.
Из анализа Российского законодательства об образовании можно сделать вывод, что пока система спец. школ занимает центральное место в образовании инвалидов. На данный момент акцент сделан на развитие именно системы спец. школ, средства федеральных программ в основном направляются именно на эти цели, а не на создании условий для обучения детей- инвалидов в обычных школах.