Физическое вопитание детей
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение системы физического воспитания.
Ответ: Система физического воспитания – система задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания.
Система физического воспитания – есть единство общественно-исторических взглядов, научно-методических положений, программно-нормативных основ. Единство всех организаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.
2. Перечислите группы средств физического воспитания.
Ответ:
- Гигиенические факторы: режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков.
- Естественные силы природы, как средство закаливания: солнце, воздух, вода.
- Физические упражнения, т. е. Специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера. Виды движений – ходьба, бег, прыжки, метание.
3. Каким образом может быть увеличена или уменьшена сила воздействия закаливающих процедур на ребенка?
Ответ:
- Усиление закаливающих воздействий воздуха: снижение температуры воздуха в помещении; увеличение времени его воздействия на ребенка; увеличение площади открытых кожных покровов.
- Нарастание силы воздействия воды: обтирание, обливание, душ, купание в закрытом водоеме, открытом водоеме.
- Постепенное увеличение времени пребывания на солнце, увеличение облучаемой поверхности кожи.
4. Перечислите виды работы по физическому воспитанию и формы ее организации.
Ответ: Учебная работа – занятия, ; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня – утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулка; активный отдых – досуг, праздник, день здоровья; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа с детьми совместно с семьей; каникулы.
5. Раскройте содержание гигиенических факторов физического воспитания.
Ответ: Одна группа факторов обеспечивает нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды, питания, сна, отдыха, лечебно-профилактические мероприятия.
Другая группа факторов обеспечивает охрану нервной системы ребенка:
а) режим – рациональное, четкое чередование бодрствования и сна, питания, различных видов деятельности. Его черты: ритмичность и постоянство основных элементов
Основы режима: оптимальное соотношение бодрствования и сна, соотношение физических и умственных нагрузок, учет ритма пищеварения.
Педагогические требования к построению режима:
а) постоянство и подвижность, целесообразность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребность в питании, движении, учет сезона, климата.
б) Рациональное питание.
в) Гигиеническая обстановка.
6. Раскройте содержание группы средств, относящихся к естественным силам природы.
Ответ: Закаливание – система мероприятий, направленных на воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к физическим воздействиям внешней среды. Характеристика закаливающих процедур. Требования к проведению. Постепенное усиление воздействия закаливающих процедур.
ВОПРОСЫ для КОЛЛОКВИУМА.
1. Раскройте задачи физического воспитания и обоснуйте их значение для развития ребенка.
Ответ:
- Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие (формирование осанки, потребность в двигательной активности, повышение физической и умственной работоспособности, закаливание). В дошкольном возрасте происходит быстрый рост и развитие всех органов и систем. Однако организм ребенка крайне несовершенен; слабо развиты защитные свойства организма, дети легко подвергаются неблагоприятным воздействиям среды.
- Образовательные задачи: обучение движениям (ходьбы, бега, прыжков, плавания, лазания, метания); формирование двигательных качеств (ловкости, выносливости, силы, координации движений); формирование знаний о пользе физических упражнений о необходимости физического совершенствования, о гигиене тела, движений, о культуре движений, о здоровом образе жизни. Формирование интереса к двигательной деятельности, элементам спорта. Физическое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех физических функций. Детям сообщаются разные знания: о пользе физической культуры, о назначении физических пособий, о правилах выполнения упражнений. Эти знания содействую развитию психических и мыслительных процессов, побуждают запоминать, сравнивать, обобщать, способствуют осознанному выполнению предлагаемых движений.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи: формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, уверенности); объективной самооценки, нравственно-ценных мотивов деятельности; доброжелательного отношения к сверстникам. В процессе физического воспитания формируются положительные черты характера, нравственно-волевые качества, вырабатываются полезные привычки ( к опрятности, чистоте, ежедневным занятиям физкультурой), стремление к здоровому образу жизни. Физические упражнения и игры поддерживают бодрое жизнерадостное настроение, активность.
2. Раскройте основные положения теории физического воспитания.
Ответ:
- Общее положение о взаимосвязи всех сторон воспитания, о гармоническом развитии человека, о ведущей роли воспитания и условий жизни (социальных и природных) в формировании личности.
- Естественно-научной основой физического воспитания является учение И. П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы.
Учение об условно-рефлекторных временных связях.
И. М. Сеченов показал, что человек родится с незначительным числом инстинктивных движений. Все остальные движения – произвольны и строятся под влиянием воздействий на органы чувств ребенка.
Признание социальной обусловленности развития моторной функции организма порождает убежденность в возможности планомерного воздействия на физическое развитие ребенка.
Учение о динамическом стереотипе, т. е. системе условных складывающихся связей, позволяющих приспособиться к условиям внешней изменяющейся среды.
Учение о типах ВНД.
Положение о единстве всех процессов в организме: организм единое целое, т. к. работа всех органов и систем взаимообусловлена; организм единое целое, т.к. физические и психические процессы взаимообусловлены; организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой.
2. Раскройте принципы, на основе которых разрабатывается теория физического воспитания. Поясните каждый из принципов.
Ответ:
- Признание ведущей роли воспитания, обучения и среды в физическом развитии ребенка.
- Утверждение о всестороннем характере физического воспитания.
- Признание тесных связей физического воспитания с общим развитием ребенка.
- Принцип осознанности при овладении движениями, гигиеническими навыками.
- Обеспечение ведущей роли игры, положительных эмоций в системе физического воспитания.
Подвижные игры детей дошкольного возраста