Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования характера.
Тема: Характер как совокупность устойчивых черт
Личности младших школьников в процессе обучения
Уважаемая Светлана! Отправляю Вам проверенную работу. Красный цвет - удалить ,зеленый – вставить, желтый – мои комментарии, бирюзовый - выделение текста. Содержательно – работа мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ. Пожалуйста, исправления вносите в этом документе. с уважением Е.В.
Выполнила: студентка заочного
отделения группы 150 – E
Пепеляева Светлана
Владимировна
Проверила: Швачко Е. В.
Екатеринбург
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования характера.
1.1. Определение и структура характера…………………………………………………………………….7
1.2. Типологии характеров…………………………………………………………………..10
Глава 2. Формирования характера у младших школьников в процессе обучения.
2.1.Особенности развития характера младшего школьника………………………. ……………………………………………17
2.2. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения………………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………………………………..47
Введение
Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.
Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят: "Если есть ученик, учитель найдется". Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника.
Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть кино-герой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них особенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение школьников в начале обучения. Очень важно для учителя составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь.
Таким образом, можно констатировать, что учитель должен владеть определенной методикой обучения, а также знать особенности развития младшего школьного возраста, чтобы помочь формированию устойчивых черт личности. Педагог для него – главный и беспрекословный авторитет, как и родители.
Отсюда можно выделить противоречие между:потребностью родителей и возможностями образовательной среды на влияние личности младшего школьника.
С учетом данного противоречия формируется проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе способов формирования характера как совокупности устойчивых черт личности младших школьников в процессе обучения.
Все вышеизложенное обусловило название темы: «Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения».
Следовательно, объектом данной работы является: младший школьный возраст в процессе обучения. Объект в педагогике всегда процесс, лучше если будет учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет:формирование характера в младшем школьном возрасте и его влияние на процесс обучения.
Мы и мой научный руководитель рассмотрим теоретические основы формирования характера, структуру и типологии характера, а также проследим как формируется характер в процессе обучения . Эта фраза здесь не уместна , лучше ее всю удалить
Цель работы: выявить, и обосновать и определить условия эффективности формирования характера посредством обучения.
Гипотеза: эффективность процесса обучения может значительно способствовать формированию характера как совокупности устойчивых черт личности, включающей следующие педагогические условия: определение смысла и значения понятий «характера» и «совокупности устойчивых черт личности», усиление профессиональности обучения.
Процесс обучения будет успешнее, если педагог будет знать особенности формирования характера в младшем школьном возрасте, его особенности. Обращаю Ваше внимание на гипотезу, она должна быть доказана в работе, во второй главе. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте должны быть выделены и прописаны в заключении
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета гипотезы были определены задачи данной работы:
1. Определить смысл и значение понятий «характер» и «совокупность устойчивых черт личности».
2. Раскрыть основные типологии характера.
3. Выявить отличительные особенности характера от темперамента.
4. Обозначить особенности характера в младшем школьном возрасте.
5. Рассмотреть этапы формирования характера младших школьников в процессе обучения.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение педагогического опыта.
Раскрывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на труды Р. С. Немова, А. А Реана, М. В. Гамезо, А. А. Радугина, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова и др.
Состоит работа из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования характера.
В этой главе пойдет речь о теоретических основах характера.