Проведение словесно-логической игры.
Логопед. А теперь давайте поиграем в игру «Кто откуда?» Достаньте и рассмотрите картинки, которые лежат перед вами в конвертах. Каждый из вас по очереди должен будет выйти к доске, назвать свое животное, определить, откуда оно, и составить предложение по образцу: «На моей картинке лев. Лев — животное жарких стран». После этого картинку с изображением животного нужно прикрепить под соответствующим условным обозначением (пальмы на острове — условное обозначение жарких стран; айсберг и снежинку — страны Севера).
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Где обедал, воробей! — Где обедал, воробей? — В зоопарке y зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (С.Я. Маршак) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Составление рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план.
Логопед. Вспомните и расскажите о том, как вы посещали зоопарк. В каждом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы вы должны по опорному рисуночному плану. (Логопед предварительно рисует пункты плана маркерами на магнитно-маркерной доске.)
За каждый рассказ его автор получит специальную фишку. За каждое полное «красивое» предложение или сравнение, речевой оборот можно получить дополнительную призовую фишку.
По картинному плану желающие ответить дети по очереди составляют рассказы.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Спрашивает детей, что они узнали нового о зоопарке и животных зоопарка. Благодарит всех за работу. После этого вместе с детьми подсчитывает фишки, полученные за составление рассказов детьми. Все поздравляют победителей, аплодируют им.
Занятие 14. Пересказ рассказа неизвестного автора
«Рождественский ангел» (1913)
Цель: Составление пересказа текста по опорным рисункам.
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Новогодние праздники. Рождество»;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки-пиктограммы;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— развивать у детей произвольное внимание и логическое мышление;
— воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к окружающим людям.
Оборудование: текст рассказа неизвестного писателя «Рождественский ангел» (см. с. 157), опорные рисунки (иллюстрации 71-76), символическое изображение сердца (иллюстрация 59), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить о том, в какое время года и как отмечают в России праздник Рождества, чем замечателен этот праздник.
II. Основная часть занятия