Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа вожатого»
возраст детей 14-17 лет
срок реализации программы 2 лет
Составитель:
Дубкова Светлана Владимировна педагог дополнительного
образования
Ижевск, 2016
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатого» имеет социально-педагогическую направленность.Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка.
В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом, способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя ответственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожидать, а тем более требовать от человека серьёзной работы без соответствующей подготовки. Для того чтобы правильно действовать, нужно иметь знания и представления о том, как это делать. Поэтому актуальна организация обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции старшеклассников, развитию их творческих коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы, лидерские тренинги.
Отличительнаяособенностьпрограммы:
в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят не только сам педагог, но и педагог-психолог, педагог-организатор, актер театра, хореограф.
Возрастной диапазон детей программа адресована подросткам, учащимся средних и старших классов ОО. В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях. Для участия в программе приглашаются молодые юноши и девушки в возрасте от 14 до 16 лет.
Данная программа рассчитана на два года обучения.
Первый год рассчитан на 208 часа при 4-х часовой нагрузке в неделю. Второй год - 312 часов при 6-ти часовой нагрузке в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Занятия по программе проводятся и в летний период, когда ребята на практике. В это время занятия посвящаются повторению и закреплению пройденного на занятиях.
Формы занятий: При обучении вожатых запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях.
Цель: формирование и развитие у детей социальной активности, качеств лидера (вожатого), способного организовать и успешно осуществлять созидательную, полезную деятельность во всех сферах общественной жизни.
Задачи:
· Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
· Формировать у учащихся знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть вожатым, лидером.
· Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях современной школы.
· обеспечить овладение учащимися базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского объединения (ВДО) в рамках лагерной смены;
· обеспечить овладение учащимися современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;
· помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
· способствовать профессиональному развитию и росту учащихся на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря;
· обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;
· научить проектировать собственную педагогическую деятельность.
Ожидаемый результат: развитие следующих компетенций
Личностные
· формирование мотивации к конкретному виду творческой деятельности;
· готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения и этическими нормами;
· принимать решение и брать на себя ответственность при возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри коллектива;
· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих
Метапредметные:
Познавательные
· умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные
· умение управлять своими эмоциями, анализировать свои действия и деятельность коллектива, корректировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор;
· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
· проявление познавательной активности и сотрудничества;
Коммуникативные
· умение эффективно взаимодействовать со своими сверстниками и детьми младшего возраста;
· умение формулировать собственное мнение и позицию;
· умение учитывать разные мнения, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
· умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные
· формирование навыков работы в группе;
· приобретение знаний о видах и типах игр;
· формирование первичных организаторских навыков
· умение организовать и провести игру в объединении;
· освоение знаний и умений организаторской работы;
Знания, умения, навыки к концу первого года обучения:
- знать кто такой вожатый, технологию КТД, социального проектирования, что входит в «чемодан лидера»;
- уметь содержательно организовать досуг детей, работать в команде;
- владеть сценической речью, актерским мастерством, навыками проектирования, организаторскими способностями.
Знания, умения, навыки к концу второго года обучения:
- знать игровую классификацию, структуру детского социального проекта, методику разработки и проведения игровых программ, возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности;
-уметь проектировать, проводить досуговые и игровые программы, работать со специальной литературой, в социальных сетях.
- владеть актерским мастерством, сценической речью, умением работать с аудиторией, навыками проектирования, синтеза, анализа, исследовательской деятельности.
Механизм отслеживания результатов:
- диагностика знаний, умений, навыков, проявлений уровней воспитанности, степени групповой сплоченности;
- анализ результатов на практике;
- мнение родителей, общественности, социума о деятельности ДО.
Содержание программы «Школы вожатого»
I этап «Обучение»
1.1. Организационный – знакомство учащихся с организаторами, преподавателями, друг с другом.
1.2. Адаптационный – первичная диагностика; знакомство с программой школы; вводные занятия по программе; создание комфортной атмосферы для каждого, индивидуальная поддержка учащихся.
1.3. Учебно – демонстрационный – деятельность школы строится на основе логики развития лагерной смены в ее организационной и содержательной последовательности с целью повышения эффективности подготовки учащихся к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей, успешного освоения ими методики работы с временным детским объединением; лекции, семинары, практикумы (согласно учебно-тематическому плану);
1.4. Подготовка к активной практике – знакомство с целями и задачами практики, педагогическими программами детских лагерей, спецификой смены; оформление педагогической копилки; участие в подготовке ключевых дел смены; работа по напарничеству, разработка программ отрядной деятельности; диагностика готовности учащихся к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей.
II этап «Практика»
Именно практическая деятельность позволяет сформировать отношение учащихся к конкретной профессиональной реальности, определиться в системе собственных профессиональных ожиданий и ценностей. В это время происходит наиболее интенсивное ознакомление со всеми аспектами будущей работы, появляется критическое и осмысленное отношение к полученным теоретическим знаниям, включаются механизмы социальной рефлексии, закладываются основы профессиональной самооценки.
Активная практика в качестве отрядных вожатых детского лагеря; закрепление знаний и умений, полученных в ходе предыдущего этапа; апробация авторских педагогических проектов; участие в деятельности детского лагеря по реализации программы смены; осуществление методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения учащихся, организация системы групповых и индивидуальных консультаций, системы аналитической деятельности.
III этап «Совершенствование»
3.1. Компенсация – диагностика профессионального роста учащихся по итогам практики; подведение промежуточных итогов обучения учащихся в школе, анализ результатов практики, определение недостающих знаний, умений; организация необходимых занятий и консультаций по запросу учащихся.
3.2. Самообразование – разработка и выполнение индивидуальных программ самообразования; пополнение индивидуальной педагогической копилки.
3.3. Контроль и самоопределение – организация контроля знаний и умений по итогам школы (инструктив); диагностика профессиональной готовности к практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря.