Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации именно этой цели способствует исследовательская деятельность учащихся. Ведь ее конечным результатом, является сформированность познавательной компетенции у школьников.
Исследовательский метод предусматривает предварительные задания разной степени сложности. Особенное значение имеют задания на сравнение, которые многоплановы по результатам: выясняют устойчивость и глубину знаний, развивают умение сравнивать, анализировать и синтезировать, отделять главное от второстепенного. Особую актуальность исследовательская деятельность приобретает в старших классах. К исследовательскому методу класс приходит постепенно, переходя от сравнительно простых заданий к более сложным. При этом сложность заданий определяется не столько объемом, сколько содержанием мыслительной работы учащихся.
Исследовательские задания разнообразны по дидактическим целям, объему и содержанию. Они могут включать один или несколько вопросов, охватывать материал части или целого урока, нескольких уроков, большой темы или даже целого урока. Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельно изученных познавательных действий:
а) сбор информации и её анализ;
б) философско-концептуальное осмысление предмета исследования, знание истории науки и открытий;
в) постановка учебной проблемы и ее решение;
в) проверка решения;
г) применение новых знаний на практике.
Очень часто, наблюдая за самостоятельной работой учащихся на уроке, я задаю себе вопрос: а хватит ли моего багажа знаний для того, чтобы удовлетворить все их потребности и запросы, для того, чтоб я могла правильно ответить на все их вопросы? К.Д. Ушинский писал: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!». Поэтому без постоянной подготовки и самосовершенствования в школе уже не проработать. На сегодняшний день я вижу своей главной задачей, чтобы уровень моей компетенции позволил мне научить учащихся пользоваться информацией, черпаемой из учебников, специальной литературы, системы Интернет, архивных документов и справочной литературы, которая им необходима в данный момент, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ученика, постоянно надеясь на своё педагогическое чутьё. Развитие интеллекта и способностей у каждого подростка происходит по-разному и это требует своего персонального подхода. Любознательный и общительный подросток с удовольствием выполнит работу, связанную с общением с людьми, побеседует со старожилами, собирая ценный краеведческий материал, подготовит доклад на урок, а тихий и застенчивый – будет с упорством читать книги и копаться в источниках. И если я ошибусь при выборе задания для каждого, не учитывая его индивидуальные качества, то отобью его интерес к моему предмету. Если педагогическое чутье подскажет верное решение, и педагог дает правильное задание, найдет верное направление, то окончательные итоги исследовательской работы подростка начинают восхищать не только учителя, но и окружающих. Работа учителя – это творческая работа, здесь нельзя довольствоваться приблизительным, типовым, и не всегда правильным решением.
В самом начале педагогической деятельности мы определили темы для исследовательских работ по значительным историческим событиям, выдающимся людям, по основам родословной и т.д. Спектр написанных работ школьников настолько широк, что с каждым разом растёт понимание того, что вся эта исследовательская деятельность носит однодневный, одноразовый характер, не волнует воображение ребенка, не задевает его чувства и после хорошо сделанной работы, он забывает о её существовании. Поэтому в основу деятельности было поставлено самое главное - формирование у школьников осознанного представления об исторических процессах, воспитание патриотизма и гордости за историческое прошлое своего народа. Разнообразие применяемых приемов позволило заинтересовать ребят интересными темами. Через уроки-исследования, беседы, творческие дела формируются у школьников гражданские качества, каждое занятие отличается строгим отбором материала, сравнениями; что способствует повышению интеллектуального уровня учеников, развитию познавательного интереса к истории и культуре башкирского народа. Основным направлением деятельности является: «Использование краеведческого материала на уроках башкирского языка». Учащиеся ходят на экскурсии, встречаются с известными личностями, записывают их воспоминания, организуют ближние и дальние поездки, работают в архиве. По этим материалам подготовлены и проведены открытые уроки, викторины, внеклассные мероприятия. Практикуются уроки-экскурсии и даже путешествия, с целью развития интереса к истории республики. Организовывались увлекательные путешествия в музеи, в этом году мы выехали с группой учащихся-исследователей в с. Нугуш МР Мелеузовский район. На территории национального парка «Башкирия» был организован слет-лагерь «Юный исследователь», в котором учащихся обучали теоретическим основам исследований. Были организованы группы для исследования различных проблем. Мы исследовали проблемы в развитии различного вида рыб в Нугушском водохранилище. Был представлен проект с описанием вида рыб в различных водоемах, их условия развития. Защита проектов проходила в интересной форме презентации, с музыкальным и слайдовым сопровождением. В то же время по другим проектам участников мы узнали много интересного об экологии, истории этого водохранилища. В результате этих поездок ребята привезли различные кино- и фотоматериалы, результаты анкетных опросов, записи наблюдений, практические материалы, на основе которых пишут сейчас свои исследовательские работы. Работа с учащимися организована так, что они решают не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Учащиеся обучаются самостоятельной научной работе с первоисточниками, литературой, умению использовать библиографию, применять современные компьютерные технологии (Интернет), различные изыскания для раскрытия темы.
Методы использования краеведческого материала на основе исследовательских заданий на уроках разнообразны, типы проведенных уроков различны, например, очень интересны и содержательны уроки с использованием учебных исследований археологических, этнографических, фольклорных материалов. Ученики активно участвуют в республиканских конкурсах сочинений, творческих работ. Активно выступают мои учащиеся на межрегиональном конкурсе-фестивале «Ступени», «Гафурийские чтения», «Гариповские чтения» и другие. Кроме того, изучение истории и культуры своего народа дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития мировой художественной культуры и культуры башкирского народа в едином социальном пространстве, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей творческой личности.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что победы моих учащихся на республиканских и районных конкурсах - это результат их многодневной работы над одной основной темой. Научно-исследовательскую работу с учащимися начинаю с 5-6 классов и продолжаю до выпуска их из школы. Именно многолетние работы учащихся над одним проектом дают уникальные результаты.
Мой педагогический опыт помогает школьникам не только научиться включаться в творческий, поисковый процесс познания истории, жизни народа, но и помогать при этом другим людям. Если научно-исследовательская деятельность ученика начинает волновать не только его самого, но и его родных, друзей, привлекает внимание других родителей, специалистов, то цель взятая нами важна и актуальна!
А.Т. Ишбаева,
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ № 8 (г. Мелеуз)