СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит

Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

Детей дошкольного возраста

Часть 1 От автора

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

Еще более сложно определить содержание обучения грамоте в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Многие воспитанники таких групп заменяют акустически и артикуляционно сходные звуки (С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и др.), не дифференцируют похожие по звучанию слова, искажают слоговую структуру слов, состоящих из нескольких слогов, затрудняются в воспроизведении речевого материала, что свидетельствует о нарушении фонематического восприятия. Многолетний опыт подготовки детей с недоразвитием речи к обучению в школе свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову.

В основе современных методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, т.е. в процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Поэтому пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Основными задачами подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Исправление недостатков звукопроизношения.

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны при опережающем развитии у детей фонематического восприятия, что формирование этих навыков можно проводить на материале только легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

a знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

a знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

a знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

a научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

a научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

a научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

a научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Целью данного пособия является определение содержания и методики формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Авторский подход в данном вопросе опирается на традиционную методику формирования элементов грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций. Кратко его можно представить следующим образом.

a Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация и т.д..

a При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слов.

a Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение». На наш взгляд наиболее целесообразным является следующий путь:

СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит - student2.ru СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит - student2.ru СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит - student2.ru СЛОВО

СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит

СЛОГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит - student2.ru из слов)

(звуки объединяются в

Слоги,

Наши рекомендации