Особенности использования лечебно-оздоровительных комплексов
Исследования состояния здоровья школьников за последние годы показали, что в структуре заболеваемости на лидирующее место выдвигается патология органов зрения, чаще всего прогрессирующая близорукость. По мнению ученых, близорукость начинает формироваться в школьном возрасте и в дальнейшем прогрессирует.
Причины и факторы риска. На снижение зрения школьников влияет комплекс факторов, наиболее существенными из которых являются:
• чрезмерная нагрузка на орган зрения в связи с высоким распространением современных средств массовой информации (компьютерные технологии);
• влияние неблагоприятных условий внутришкольной среды (нерациональная организация учебного процесса, отсутствие чередования статических и динамических уроков, учета индивидуального биоритма, несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей, несоблюдение гигиенических требований к условиям обучающей среды);
• резкое сокращение двигательной активности школьников и, как следствие, ослабление глазных мышц, что ведет к возникновению различных нарушений зрения.
Наряду с ухудшением зрения, у школьников отмечается снижение показателей, характеризующих их физическое развитие.
У ребенка с близорукостью дополнительно отмечаются дефекты осанки, сколиоз, плоскостопие, нарушение прикуса. Ослабление глазных мышц – результат их недостаточной тренированности. При чрезмерных зрительных нагрузках цилиарная мышца, регулирующая изменения кривизны хрусталика, работает на пределе своих возможностей, и организм вынужден перестроиться. Для этого есть только один путь – удлинение глаза в переднезаднем направлении, и организм, особенно в период роста и развития, легко справляется с этой задачей, превращая глаз в близорукий.
Лечение.Существует много традиционных и нетрадиционных методик коррекции зрения у школьников (консервативные и хирургические), среди которых определенное место отводится укреплению глазных мышц средствами ЛФК и массажа. Из всех разновидностей нарушений зрения ЛФК применяется только при миопии и глаукоме (нарушение внутриглазного давления). При глаукоме чаще используют массаж, физические упражнения проводят по той же методике, что и при гипертонической болезни. Более широкое распространение получила ЛФК при миопии. Доказана высокая эффективность этого метода лечения. ЛФК показана всем больным, имеющим приобретенную прогрессирующую близорукость, которая не осложнена отслойкой сетчатки глаза. Наиболее эффективна ЛФК для детей. Применение упражнений должно проводиться с учетом всех имеющихся у школьника видов патологии.
Близорукость бывает: приобретенная, врожденная. ЛФК не дает лечебного эффекта или он минимален, если близорукость врожденная. Противопоказанием к применению ЛФК является угроза отслоения сетчатки.
Основы методики ЛФК при миопии. Курс ЛФК составляет не менее 3-х месяцев, его делят на два периода : подготовительный и основной.
Подготовительный период(12–15 дней). Задачи: общее укрепление организма, адаптация к физической нагрузке, активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшение осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата организма, повышение эмоционального тонуса. В этом периоде назначают преимущественно общеразвивающие упражнения с постепенным увеличением доли специальных упражнений.
К общеразвивающим относятся: упражнения для разгибателей спины и шеи, дыхательные, корригирующие осанку, для укрепления свода стопы. Исходные положения: лежа, сидя, стоя.
Корригирующие упражнения выполняют в условиях максимальной разгрузки позвоночника. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Кроме гимнастических упражнений, показаны подвижные игры, элементы спортивных игр, однако необходимо исключить соревновательный момент.
Основной (тренировочный) период(2,5–3 месяца). Задачи: улучшение кровоснабжения и укрепление мышечной системы глаза, обменных и трофических процессов в тканях глаза, укрепление склеры. На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и аккомодационную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки). Кроме перечисленных упражнений, применяют самомассаж глазных яблок, который производится легким надавливанием тремя пальцами на верхнее веко при закрытых глазах с частотой от 40 до 80 движений в минуту, зажмуривание с разной силой и моргание с разной частотой. Начинают самомассаж с 10 с, затем постепенно доводят до 1 мин.
Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на три группы:
1) упражнения для наружных мышц глаза (для прямых мышц глаза, для прямых и косых мышц);
2) упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы (выполняются в домашних условиях и на эргографе);
3) упражнения, выполняемые с линзами. Эти упражнения характеризуются движениями глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот. Начинать упражнения нужно с 3 мин, через 3 дня прибавлять по 2–3 мин и довести до 10 мин.
Интенсивность специальных упражнений для лечения больных с миопией увеличивают постепенно: в 1—2-е занятие включают два упражнения, выполняют их 2 раза; начиная с третьего занятия те же два упражнения выполняют 3 раза. Затем по аналогичной схеме прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5–6 упражнений, выполняя каждое по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 1,5–2 месяца, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5–6 раз. Затем так же постепенно включают последующие упражнения. Критерием оценки эффективности ЛФК при миопии является изменение параметров функции глаза: остроты корригированного и не корригированного зрения, работоспособности цилиарной мышцы, определяемой на эргографе, и запасов аккомодации. Улучшение этих параметров свидетельствует об улучшении функции в работоспособности глаза.