С идейным вдохновителем конференции, бизнес-коучем, руководителем проекта «Прогрессор» Дмитрием Раевским
Знакомство участников конференции
Концерт барда А.Звенигородцева
Второй день.
* Выступления педагогов из различных городов России: Барнаула, Новосибирска, Первоуральска, Москвы, Ростова-на-Дону, Чебоксар, Брянска, педагогов сел Усть-Коксинского района республики Алтай.
Они рассказывали о своем педагогическом опыте, о методиках, используемых в своей деятельности.
О некоторых из них:
Лебедева Валентина Ивановна. С. Мульта Усть – Коксинского района.
Учитель физкультуты и лечебной физкультуры анатомии и физиологии человека. Работала учителем физкультуры, врачом лечебной физкультуры, методистом центра усовершенствования учителей. Руководитель общественной организации «Ассоциация творческих учителей»
Создала методику работы детей с ослабленным здоровьем. От имени Всесоюзного общества Знаний, проводила конференции во многих городах Советского Союза, рассказывая о своей методике.
Подкорытова Зинаида Леонидовна. С. Чендек Усть-Коксинского района, Республика Алтай.
Учитель русского языка и литературы. Проработала много лет в Чендекской средней школе.
В своей работе применяла метод опорных конспектов, разработанный педагогом-новатором еще в 70-г годах прошлого столетия В.Ф.Шаталовым.
Гуржиева Лариса Владимировна.Г. Ростове-на-Дону.
Врач, педагог, работающий по методике М. Монтессори, руководитель детского сада «Любимые дети», г. Ростова-на-Дону
Рассказала о работе с детьми от 2 до 6 лет по системе М.Монтессори. Осветила основные моменты системы: развивающая среда; свобода выбора ребенка; «помоги мне это сделать самому», рассказала о заповедях М. Монтессори с показом видео фильма.
Козина Вера Анатольевна Заслуженный учитель России. Брянская область.
Учитель русского языка и литературы со стажем почти 25 лет.
Работая в сельской школе с не большим количеством учащихся, она совместно с Глебом Александровым, создали систему обучения, при которой дети с трудностями в обучении смогли за один год достичь хороших результатов и успешно сдать ЕГЭ.
Методика состоит из двух частей:
1. Воспитательная часть;
2. Работа с родителями;
3. Образовательная часть ( с примерной формой урока)
Суть новой технологии, метода заключается в следующем:
« Я иду в класс, в школу, успокаиваю свой ум, того клоуна, о котором говорили дети, я вхожу в состоянии расширенного сознания. Я чувствую это. Когда я захожу в класс и говорю : «Привет!», я не просто говорю «Привет», (дети молчат, начинают головы поднимать) я начинаю устанавливать тот самый сердечный контакт, который проходит на внутреннем уровне. Внешне ни кто ничего не замечает, но внимательный человек увидит глаза детей, их интерес, ожидание загадки. На этом уровне сердечного контакта я и начинаю урок».
Во второй половине дня состоялась встреча
с идейным вдохновителем конференции, бизнес-коучем, руководителем проекта «Прогрессор» Дмитрием Раевским
В своем выступлении он говорил о том, что педагогическая конференция посвящена новейшим педагогическим методикам, инновациям в области образования.
Рассказал о том, что мы хотим создать новую школу, школу будущего и школу настоящего. В этой школе будет совсем другое обучение, нежели в существующих школах. Такой рецепт «вкусной школы» куда дети будут ходить с удовольствием.
Школа основана на принципе трех китов:
1. Опорные конспекты В.Ф.Шаталова;
2. Методика погружения по принципу обучения М.Щетинина
3. Совместное обучение детей, где действует принцип Учитель – ученик, дети обучают сами себя.
Школа включает в себя синтез всех новаторских методов существующих сегодня.
Цель новой школы: научить ребенка мышлению.
Самое главное – создать среду, это созвучие между людьми, единство, забота друг о друге, стояние плечом к плечу, видеть друг в друге совершенство, работа сердцем, отсутствие противоборства. Люди, попадающие в эту среду, начинают очень быстро меняться.
День третий
В течение дня проходили лекции, беседы, тренинги.
Обсуждались следующие вопросы:
Какой должна быть Новая Школа? Основные принципы системы образования в России. Основы мышления. Что такое мастерство и эффективность. Типы развития и др.
Кратко в тезисах:
1. Законы эффективности. Замечено, что одно и то же дело, можно делать быстро и хорошо. Важно не просто делать хорошо здесь и сейчас, но и то, чтобы это дело не рассыпалось дальше, а развивалось. Эффективность – это большая скорость.
2. Мастерство = эффективности. Мастер это тот, у которого изменилось что-то в мышлении. Он видит точки эффективности, он видит то, что не видят другие. Эффективный человек, прогрессор, который действительно меняет мир, это человек у которого изменилось мышление, оно стало другим. Он несет в себе очень мощный заряд, который может изменить мир. Это и есть мастерство. Он однажды понял, каким образом можно делать вещи очень быстро, он понял плавность и текучесть процессов, понял, как менять мышление. Он начал переносить свое мышление в область идей. Мастер в одном деле легко может стать мастером в другом. Это закон. Основа мастерства – прямая передача компетенции. Впитывая мастера – легче самому стать мастером. Внутри себя погружаешь человека, который уже опытен, действуешь от его имени и быстро учишься. Применяя – закрепляешь. Вдохнув аромат знающего человека – сам становишься таковым.
3. В существующей школе учителя требуют от детей хороших оценок, но очень хорошие учителя требуют от детей, чтобы они думали, учебники не важны, оценки не важны, даже знания не важны. Важно лишь то, как помогают знания развивать мышление ребенка. Мы понимаем, что важен процесс преподнесения знания, использование знания, методика преподавания знаний. Цель образования – научить мыслить. Основа образования – это развитие мышления, а не передача знаний. Если у ребенка будет развито мышление, он будет брать знания сам.
4. Наша задача – научить детей мыслить. Если они в процессе школьного образования научаться глессировать в мышлении, это значит, что все знания мира распахнуться перед ними. Дети будут очень мудрыми. Основная задача образования, сделать так, чтобы ребенок вспомнил свою природную мудрость, не давать тип мышления, которое мы хотим ему дать. В каждом человеке уже заложена истина, говорил Сократ. Мы не может дать человеку того, что у него уже есть. Природа уже много дала, нужно просто это усовершенствовать. Можно сделать в школе так, чтобы эта природная мудрость в детях приоткрывалась. Эту природную мудрость можно раскрыть, когда ты научаешь детей по-другому мыслить, когда мысль сама течет, а ты ей удивляешься, когда вы сотрудничаете со своей мыслью. Человек становится эффективным, когда сотрудничает с мыслью. Синергия, симбиоз. Оба растут. Обычно мы делаем следующее: мы думаем - это не свобода, т.е. заставляете мысль идти в нужном вам направлении, навязывая свою волю. Мысли мудрее, идеи мудрее. Нужно слушать мысль и начинать сотрудничать.
5. Принцип среды. Необходимо создать особую среду, где дети перестают думать друг о друге, о своих отношениях, где они перестают замечать какие-то области друг в друге, одежда, материалы, где они настолько поглощены в процесс познания, что все остальное для них неважно.
Создать среду – это одно, важно сохранить и удержать эту среду.
Школа – это среда, это атмосфера. В образовании, если не понимать базовых принципов психологии – ничего не получится.
А. Макаренко создал среду, в которой дети менялись. Он говорил, что должна быть собсвенная дисциплина, если ее нет – вас ни кто слушаться не будет, т.е.
а). Собственная дисциплина;
б). Вера в то, что вы делаете, и удержание своих принципов, своих идей, верить в них. Не так, что ты говоришь одно, а веришь в другое;
в). По - настоящему любить людей; и здесь возникает вопрос? Что такое любовь?
Доброта, внимание, забота – преддверие любви. Отдать себя людям – без остатка, это не то. Симпатия – это в начале, альтруизм – это качество.
Формула любви. Р.Б. «Чайка по имени Дж. Левингстон» - « Я стараюсь видеть в каждой чайке истинно добрую Чайку, которая живет за золотистыми зрачками ее глаз». Это и есть любовь. Это означает, что в каждом человеке есть совершенство. Внешне – это одни человек, а внутри человека живет «ангел».
Т.е. в каждом есть совершенство, которое глазами не видно. Каждому суждена какая то идея о том, как человек может сталь лучше, это другой образа, это истина о том, что в нем сокрыто. То как мы выглядим, это то, какими нас воспринимают люди, но какими мы есть на самом деле, нас такими не вопринимают.
Так вот,любовь - это умение сквозь внешнего человека увидеть то, каким человек может стать, видеть «сквозь штору улицу, не замечая узора штор», видя, каким человек может стать, мы в тот самый момент меняем человека.
Эффект Пигмалиона – «Человек - жертва своего окружения», т.о. чтобы измениться, нужно изменить мнение окружающих о нас.
Нужно найти человека, который бы видел в тебе это совершенств, и тогда ты будешь видеть в себе совсем другого человека. Это раскрытие человека, он начинает чувствовать себя самим собой. Это и есть любовь. Любовь действенна, она всегда приближает к совершенству, к Богу. Любовь и есть Бог.
Тоже должен делать и Учитель в школе. Видеть в каждом ребенке совершенство, которое в нем заложено. Симпатия – это канал. Если учитель будет симпатичен, ученик захочет учиться. Знания ассоциируются с человеком , который их дает. Основа развития – хороший педагог.
6. Парадигма современного образования: дети должны получать хорошие оценки и затем, используя распознавательную память выполнить тесты, которые ни чему их не научать, ни к чему не приведут. Т.е. сидя на уроке, практически ничего не делая, дети молчат, и бояться оценок. Они имеют одну важную цель, развить распознавательную память, которая, нигде и ни когда им не пригодится. Так мы живем.
Поэтому, мы создаем школу, где все будет по-другому, где будет царить любовь, умение видеть в ребенке совершенство и этим взглядом раскрывать это совершенство.
Когда учитель владеет методами раскрытия в ребенке этого совершенства, он сопровождает его развитие, и его цель: сделать ребенка совершенным, придать ему качество совершенства, отточить его мышление, дать ему основы высочайшей нравственности и этики. Научить его объединять других людей, научить его менять среду вокруг себя, делать социум лучше, научить его счастливой семье, которая у него будет.
7. Основной процесс жизни – это обучение, где есть учитель и ученик. Парадигма такова, кто лучше всех учится, тот лучше всех и учит. Закон трансляции. Человек транслирует сам себя.
Учить человека бессмысленно. Настоящий учитель не учит. Он говорит: «Чему я ученик могу у тебя научиться»? Если человек жадно учится, он заражает этим и учителя, заставляя и его учиться. Вообще другие принципы обучения.
Если хочешь, чтобы у тебя учились, научись учиться сам.
8. Один человек не может воспринять знания сам. Если у нас будет Единство, то мы будем учиться в несколько раз быстрее и эффективнее. Если возникает настоящее Единство, то возникает принцип синергии: 1+1=11. Когда созвучные люди в одной плоскости видят с разных сторон, возникает глубина и объем. Там где возникает резонанс, там человек учится значительно быстрее и эффективнее.