А.Н. Петрова.Комплекс упражнений для верного распределения звука и слова в сценическом пространстве.
Упражнения 1 — 8 делаются с мячом.
Упражнение 1. Распределение звука по горизонтали сцены.
Произносить слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фразу, одновременно бросая мяч партнеру, постепенно уходящему к дальнему краю сцены.
Упражнение 2. Распределение звука по вертикали сцены.
Стоя напротив друг друга, перебрасывать мяч широким взмахом руки, сначала вместе со слогом, слогосочетанием, словом, а затем с активно посылаемым партнеру обращением типа: «Эй, синеблузые, рейте за океаны!» Партнер ловит мяч и бросает его обратно с той же фразой.
Фраза по мере изменения траектории броска, вплоть до броска над головой, тоже меняется, звуча все выше или все ниже по диапазону, в зависимости от задачи и посыла.
Внимание студента сосредоточено на реплике и на размещении мяча по высоте. Педагогу необходимо следить за свободным движением руки и верхней части тела, мгновенной группировкой перед броском, точностью донесения фразы партнеру.
Упражнение 3. Распределение звука в произвольной мизансцене.
Студенты играют мячом в салочки, перебрасывая его друг другу через голову водящего вместе,с произнесением пословицы, дикционно отработанной в первичных упражнениях.
Каждый участник внимательно следит за мячом и брошенной вместе с мячом фразой. Педагог контролирует точность движения, верную организацию звука.
Упражнение 4. Распределение звука по вытянутой мизансцене.
Стоя по разным концам длинной цепи стульев, перекатывать мяч под стульями партнеру вместе с фразой. Задача может меняться — бросить мяч, а с ним и фразу быстрее или медленнее,— в зависимости от этого изменится характер звучания.
Упражнение 5. Распределение звука до партнера через препятствие.
Поперек сцены стоит ширма. Партнеры находятся по разным ее сторонам. Один из них зовет другого, не видя его, фразой типа «от топота копыт пыль по полю летит». Ориентируясь на звук голоса, партнер бросает в ответ мяч с фразой «от тополя пух по полю».
Упражнение 6. Распределение звука в меняющейся мизансцене.
Партнеры, стоя рядом, перебрасывают мяч, спрашивая и отвечая, постепенно отходя друг от друга. Можно использовать фразу: «Видели ли Лидию? Видели мы Лидию». Продолжая упражнение, можно приближаться, поворачиваться в разные стороны, бросать мяч партнеру с разных позиций и положений.
Упражнение 7. Распределение звука в сложной мизансцене.
Группа занимающихся свободно распределяется по сцене на разном расстоянии друг от друга лицом, спиной, боком, сидя, стоя, лежа, взобравшись на стол и т. д. Мяч вместе с фразой перебрасывается, перекатывается, передается из рук в руки. Фраза вместе с посланным мячом долетает точно до партнера с конкретной задачей позвать, ответить, возразить.
Упражнение 8. Распределение звука до партнеров, находящихся на разных плоскостях сцены.
Вместе с мячом перебрасывается фраза партнерами, стоящими на площадке, уходящими в кулису, преодолевая препятствия: стол, стулья, ширмы, лестницу и т. д.
Упражнение 9. Распределение звука до партнера через множественные объекты внимания.
Собирая стулья, ставя ширмы, укладывая книги — выполняя конкретные задачи, — одновременно обращаться к партнеру с фразой, небольшим стихотворным текстом.
Упражнение 10. Восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене.
Один из партнеров стоит спиной. Другой, меняя все время место — с пола, сидя, стоя, вспрыгнув на стол,— меняя скорость, темп и высоту звучания, бросает реплику партнеру, который, мгновенно повернувшись, жестом показывает место, откуда звучала реплика.
Упражнение 1. Тренировка кувырка с организованным фиксированным выдохом.
На выходе из кувырка, в момент подъема, делается длинный, удобный выдох па «пфф...». Затем такой же выдох делается до кувырка, в момент группировки перед кувырком происходит непроизвольный добор воздуха, на выходе из кувырка — длинный фиксированный выдох. По мере освоения упражнения фиксированный выдох после кувырка заменяется произнесением слогов типа «би-ба», «ди-да», «ри-ра», затем, как обычно, произносятся слогосочетания, слова, предложения. Очень осторожно, только после освоения звучания, можно переходить к фразе, подчиненной конкретной действенной задаче.
Упражнение 2. После кувырка прыжок с разбега на стол, в момент прыжка фиксированный выдох, слог, слово и т. д. То же самое в момент соскока со стола. (Очень важно не потерять опоры в момент соскока и произнесения слов.)
Упражнение 3. Тренируется звучание в прыжке на шведскую стенку — так же, как обычно, от слога к предложению и фразе.
Фиксированный выдох или звук необходимо скоординировать с моментом, когда мышцы ног еще напряжены, движение не закончено, тело мобилизовано, а не расслаблено,—в момент прикосновения к рейкам шведской стенки.
Упражнение 4. Студенты, которые умеют делать «колесо», могут соединить его с дыхательными и звуковыми упражнениями, сочетаемыми с моментом рывка ногами вверх.
Очень медленно и осторожно количество прыжков увеличивается от пяти до сорока.
Упражнение 1. Прыжки на прыгалках, сопровождаемые коротким фиксированным выдохом: «пф, пф, пф...»
Упражнение 2. Прыжки сопровождаются непроизвольными длинными выдохами «пфф, пффф».
Упражнение 3. Каждый прыжок совпадает с произнесением уже тренированного ранее слога, затем цепи односложных, двусложных и трехсложных слов со всеми согласными звуками алфавита. Когда дыхание и слово свободно и легко координируются с движением, можно переходить к тренингу предложений и маленьких, шутливых стихотворений, меняя скорость, высоту и силу звука, в зависимости от простых задач, поставленных в рассказе текста. Все ранее освоенные элементы — хорошая опора, свободная глотка, близкое резонирование — контролируются в этом упражнении.
В упражнениях нельзя допускать дыхательной и физической перегрузки. После 5—10—15 прыжков нужен отдых: двигаясь по комнате, длительно выдыхать воздух «пффффф», делая удобные для каждого паузы после выдоха.
Эти упражнения требуют особой дыхательной и артикуляционной точности, переходить к ним можно, лишь прочно освоив навыки голосообразования.
Они строятся на поэтапном подключении элементов, участвующих в звукообразовании:
а) движение, организующее опору,
б) верное глоточное движение,
в) организация посыла звука.
Пожалуй, наиважнейший момент — глоточная тренировка. Помимо безусловной необходимости первоначальных глоточных упражнений важно вновь обратить внимание на фиксацию свободного положения затылка, шеи, подбородка. Большой палец прижат к подбородку, ребро ладони — к груди. Произнося звук «йа» сначала беззвучно, потом вслух, но негромко, коротко, а затем удлиняя звук «йа-а-а-а» и усиливая его, следить, чтобы подбородок не двигался, был прочно зафиксирован, а рот открывался за счет движения головы вверх и назад. Мышцы шеи не напряжены, затылок совершенно свободен. Образно говоря, надо найти ощущение свободного покачивания головы на шейных позвонках, как цветка на прочном стебельке. При этом важно учесть, что у разных людей нужное для звучания положение подбородка различно — выше или, наоборот, ниже, ближе к груди. Верное положение определяется просто — как самое удобное, еще в первоначальной глоточной тренировке со звуками.
В этом положении не нужно фиксировать «посыл» звука, резонацию его, а только правильно ощущать гласную в артикуляционном движении, все время на одинаково открытой глотке так, как это получается при «горячем» выдохе, вдохе через нос, выдохе через рот при открытом рте. Полезно даже при произнесении гласной фиксировать движения межреберных мышц, как при фиксированном выдохе. Ощущение это необходимо для выработки навыков сильного звучания.
По мере укрепления верных навыков звучания голоса при различной силе звука можно переходить к упражнениям, где используются большие физические нагрузки, активные движения, разнообразные сочетания силы, темпа и высоты звучания.
Для работы берутся фразы, требующие внутренней энергии, собранности, активного посыла, например, кульминационные, ставшие афоризмами фразы из классических монологов: «Коня, коня, полцарства за коня!», «Пропустите, пропустите меня к нему, я хочу видеть этого человека!», «Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут щеки!», «Чума, чума на оба ваши дома!»
Сначала, как обычно, на трех движениях — полунаклон, наклон, движение вверх и чуть назад — тренируются в трех регистрах слоги, слова, слитные речевые такты. «Ко-ня, ко-ня-пол-царст-ва-за-к-о-ня», «Коня-коня-полцарства-законя», «Коня-ко-ня-полцарствазаконя!»
Правильность глоточного движения проверяется постепенно через верное звучание голоса на ударных гласных.
Увеличивается энергия и резкость движения, усиливается звучание и широта произнесения гласных, фраза постепенно нарастает до крика. Затем фраза, также по элементам, соединяется с кувырком, бегом, прыжком, а затем тренируется как единое смысловое целое, как обращенный к партнеру призыв, протест, обвинение, для того чтобы, например, вырваться из рук противника, или добежать до цели и поразить врага, или заставить остановиться сторонников и повести их за собой.
В такого рода упражнениях могут широко использоваться элементы сценического боя, а в дальнейшем и монологи, в которых можно использовать приемы фехтования, отработанные на сценическом движении (например, сцены из спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана).
Когда вся группа упражнений освоена по элементам и комплексно, полезно соединить их в итоговое коллективное упражнение-этюд, в котором осуществляются простые жизненные действия, закреплена логика поведения, обусловлены конкретные задачи.
Вот, для примера, варианты подобной работы: 1) Студент вбегает в аудиторию, делает кувырок, потом, стараясь спрятаться от опасности, взбирается по шведской стенке и на протяжении всех действий увлекает за собой других: «Что ты наделал! Ты погиб! К тебе по доброй воле, само, расставив луч-шаги, шагает солнце в поле!»
Конечно, драматизма в упражнении быть не должно, обстоятельства фантазируются самые простые: ищем тень и прячемся от солнца в самом неожиданном месте —на окне, на лестнице, под столом, за баррикадой из ширм и стульев, увлекая партнера за собой фразой, жестом;
2) можно взять стихотворение Р. Рождественского «Странный февраль» и построить его по конкретным задачам, например так: собираю всех, каждому даю задание, подбадриваю, предлагаю одному мячи, другому прыгалки, третьему обручи и всех втягиваю в веселую игру, сквозное действие которой — подготовка аудитории и речеголосовой тренинг перед показом.
Слышишь, февраль, крутани | Зову одного, потом другого партнера, |
Снегом в последний раз! Ну-ка, тряхни стариной | беру за руки третьего |
Разбудоражь нам кровь, | и вытаскиваю его в круг, |
Снежною белизной Озимь в полях укрой, Выглядишь киселем, | бросаю четвертому прыгалки, к пятому направляю кольцо, подбадриваю и поднимаю с места шестого, |
Стань настоящим малым! Будь собою, о будь февралем! | перебрасываю мяч седьмому. |
не притворяйся маем! | Вместе со всеми участниками прошу зрителей к началу рекламы. |
Каждый из участников в это время может проверять свое голосовое упражнение, освобождая аудиторию от ширм и стульев, вынося маты для кульбитов, то есть импровизировать на тему: «Готовимся к показу». Здесь может быть и массаж, и упражнение на резонацию, и дыхательная гимнастика, и прыгалки с тренировкой слогосочетаний.