Примерный комплекс упражнений
ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ
УКЛАДОВ ЗВУКОВ Р Р'
Уклад органов артикуляции.Для произнесения звуков р, р' необходима сложная работа всех мыши языка. При произнесении р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны иподняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.
Мягкий звук Р 'отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. 1. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к
носу и опускается вниз к подбородку (12). Следить, чтобы язык не су
жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх
ней губе (7), затем опускается к нижней (8). Следить, чтобы язык не
сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при
касается к верхним резцам (11), затем к нижним. Следить, чтобы
язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зу
бами и губой (9), а затем между нижними зубами и губой (10).
Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался,
губы инижняя челюсть были неподвижны;
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронутьсядо бугорков за верхними резцами, затем за нижними
(13. 14). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались назубы, нижняя челюсть не двигалась;
е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась
2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу иопустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
3. Достать языком подбородок
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
4. «Язык перешагивает через зубы» (см. с. 33).
5. «Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Маляр» (см. с. 38).
Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
Грибок» (см. с. 38).
Гармошка» (см. с. 38).
10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, шбкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рототкрыт. Губы вулыбке. Широкий копчик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленномтемпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.