Искусство после великой октябрьской социалистической революции. двадцатые годы
Новые задачи
Великая Октябрьская социалистическая революция произвела коренной переворот во всех областях жизни и деятельности людей, в том числе и в искусстве. После революции искусство начинает служить народу, массам и становится одним из важных орудий борьбы на идеологическом фронте — на фронте борьбы за построение социалистического общества, за нового человека — строителя лучшей жизни. Государство берет на себя всю заботу о развитии искусства.
«...необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров»1 — так было записано в новой Программе партии, принятой на VIII съезде в 1919 году.
«Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из .нее построить социализм» 2, — писал Ленин в своей статье «Успехи и трудности Советской власти». Пролетарская культура рассматривалась им как закономерное продолжение и развитие культуры достигнутой при капитализме. Носителем же этой культуры явилась интеллигенция. К чести передовых деятелей русского вокального искусства надо отнести то, что они с первых шагов советской власти с большой радостью и душевной щедростью активно понесли свое искусство широким массам.
В первые годы после революции, в трудные годы интервенции и гражданской войны Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Нежданова, К. Держинская, В. Петров, И. Ершов, П. Андреев,. В. Сук и другие выдающиеся деятели оперного театра сумели оказать громадную поддержку политике молодого советского правительства в области музыкального театра.
После революции 1917 года во главе крупнейших оперных театров страны встают ведущие артисты, дирижеры и режис-
1 О партийной и советской печати. Сборник документов. Изд. «Правда»,.
1954, стр. 197.
2 В. И. Ленин. «Успехи и трудности советской власти». Сочинения,,
т. 29, стр. 52.
63;
серы русской оперной сцены. Управление оперным делом перешло от формально-бюрократических рук дирекции императорских театров к передовым деятелям отечественного театрального искусства.
Консерватории возглавляют крупнейшие музыканты: А. К. Глазунов — в Петербургской, М. И. Ипполитов-Иванов — в Московской и Р. М. Глиэр — в Киевской.
В театр приходит новый зритель, и опера, как и весь советский театр, ставит себя на службу делу трудящихся. Новый зритель, естественно, требовал от оперы нового отношения к постановке, к интерпретации спектакля, он чувствовал огромную воспитательную силу идей, заложенных в крупнейших оперных произведениях. Как отмечал К. С. Станиславский, этот зритель «... приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством»1. Он ждал от театра не развлечения, а хотел приобщиться к культуре, постигнуть величие и красоту замечательных творений музыкального искусства и через них лучше познать жизнь.
Основной задачей оперного театра становится широкая пропаганда лучших произведений отечественной и иностранной классики с целью приобщения широких масс к музыке. Эту | «благородную цель ясно сознавали передовые деятели русской ■ оперы и со всей ответственностью отдали ей все свои силы. Вспоминая эти годы на юбилее Большого театра в 1925 году, замечательный русский артист Л. В. Собинов сказал: «... мы I гордимся, что отдаем теперь наше вдохновение и наш труд на- ■ роду, которого мы сами кость от кости, плоть от плоти. И мы... смело идем навстречу всему новому»2.
Преобразования захватывают все стороны вокального искусства: музыкальный театр, концертную жизнь, систему подготовки вокальных кадров, научную работу в области пения. Начи- 1 нается новая эпоха и в развитии русского во- ' кального искусства.
Оперный жанр
Развитие оперного жанра после Великой Октябрьской со-циалистической революции потребовало решения многих задач., Прежде всего надо было сохранить лучшие реалистические тра-; диции русского оперного исполнительства, культуру постановки,; оперных спектаклей, высокий уровень их музыкального звуча-;; ния, достижения выдающихся певцов. Это все должно было! служить фундаментом для создания спектаклей, созвучных новой ;'■
1 К- С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М., «Искусство,!
1948, стр. 509—510. I
2 Л. В. Собинов. Жизнь и творчество. М., Музгиз, 1937, стр. 90.
«4
эпохе, новым задачам искусства. Классическое оперное наследие, являвшееся основой репертуара театров, требовало иного прочтения, иного социального звучания. Надо было создать советскую оперу и вырастить исполнителей, способных ее воплотить. Нужно было найти новые организационные формы для поисков новых путей в развитии оперного жанра.
Создание советской оперы
Если оперный театр России ко времени Октябрьской революции достиг небывалого расцвета, то сама русская опера как жанр переживает период исканий. Многие называют этот период кризисом оперы. Вслед за последними операми Римского-Корсакова в русской музыке не создаются оперы, подобные классическим образцам, которыми была так богата вторая половина XIX века. Уже не создаются монументальные оперы, поднимающие большие общественные проблемы. Опера сосредоточивается главным образом в области изображения интимных переживаний героев, она идейно мельчает. Наблюдается тенденция к миниатюризации, к камерности. В отличие от русских композиторов XIX века, многие композиторы XX века, в том числе наиболее талантливые ученики Н. Римского-Кор-сакова А. Лядов, А. Глазунов, М. Штейнберг, не пишут опер. В творчестве С. Танеева и С. Рахманинова оперы не занимают значительного места. Оперы А. Аренского, М. Ипполитова-Ива-нова, А. Гречанинова не поднимаются до уровня классических. Поисками новых путей в опере отличаются первые оперы И. Стравинского и С. Прокофьева. Поисками нового стиля характеризуются оперные сочинения композиторов во всем мире.
Создание советской оперы явилось для советского музыкального искусства сложнейшей задачей. «Опера — это, — по выражению Б. В. Асафьева, — лаборатория стиля человеческой интонации эпохи, в ней смыкаются в постоянном сопоставлении и соперничестве, при взаимном «недоверии» к эмоционально-выразительным качествам музыкальная и речевая интонации, словно две соперйичающие ораторские школы» i. Каждая эпоха характеризуется своими, ей присущими, особенностями быта, ритма жизни, особенностями психического склада человека, его языка, поэзии, музыки. Опера отражает эти особенности своими средствами. Основой оперного жанра всегда являлось пение, т. е. эмоциональное воспроизведение красивым певческим звуком мелодий, характеризующих настроения, переживания, события, происходящие на сцене. Б. В. Асафьев определяет оперное бельканто как «...превра-
1 Б. В. Асафьев. Опера. «Советская опера». Сборник критических статей. М., Музгиз, 1953, стр. 43.
3 Основы вокальной методики
щение гласных и согласных, ассонансов и ал итераций человеческой речи в мелодию — гениальное явление человеческого искусства, как метаморфозу управляемой дыханием интонации в эмоциональное длительное звучание, в волнующее нас своим душевным теплом пен и е, волнующее безоговорочно и глубоко человечно...» «Опера,— пишет он далее, — без вокальной мелодии немыслима, ибо у нее, образно выражаясь, «отлетает душа», и никакой симфонически развитый, пышный и драматически чуткий оперный оркестр, при всех своих правах на эволюцию, не может заменить непосредственное, безоговорочное обаяние человеческого голоса как выразителя эмоций персонажей драмы, вокально-лирически выявляемой. Но без интонационно осмысленной напевной речитации, в которой через различные стилевые оттенки—от бытового говора и почти разговорной манеры до 'величавого и страстного риторского подъема выражают себя характеры действующих лиц, — опера тоже немыслима, так как у нее изымается гибкое, выразительное качество: живая речь в ее музыкальной природе как средство раскрытия драматического содержания и сюжетной линии»1.
Советская опера зарождалась и формировалась в сложной обстановке становления нового, социалистического строя. Путь ее был противоречив и полон исканий.
Перед оперой встала задача создания спектаклей на современные темы. «Сложность заключалась в том, что на оперную сцену должны были выйти небывалые герои—революционеры-большевики, рабочие, крестьяне. Казалось, решение подобной задачи вступало в противоречие с природой оперного искусства. Понадобились годы напряженного труда и «еканий для того, чтобы, опираясь на общий политический и экономический подъем страны, советская опера добилась первых успехов»2.
Русская классическая опера оставила богатейшее .наследство-— сложившиеся традиции оперного жанра, но эти проторенные пути без творческого подхода к ним не могли привести к созданию советской оперы. Иные люди, иная динамика жизни, иной подход к оценке событий требовали нового музыкально-драматического раскрытия идейного содержания произведения. Невозможно было вложить^ новые чувства советского человека, советский быт в старые формы. И оперы, которые примитивно, шаблонно использовали установившиеся традиции, не получались сколь-либо убедительными. Поиск нового стиля в опере, нового интонационного строя, отражающего современность, шел различными путями. Создавались оперы, построенные на музыкально-декламационном принципе, использовавшие агитационно-лозунговые приемы и отрицавшие песенное начало. Другие композиторы приближались в опере к ораториальному стилю.
1 Б. Асафьев. Опера. Указ. изд., стр. 44.
театр. Л., «Музыка», |
2 А. Г о з е н п у д. Русский советский оперный
1963, стр. 132.
Третьи же искали разрешения проблемы нового стиля в разработке формально логических музыкальных построений, в усложнении выразительных средств. Их оперы получались рационалистичными, схоластическими, оторванными от жизни и отличались вычурностью музыкального языка. Старые формы не удовлетворяли, а новые еще не были найдены.
Создать полноценный революционный спектакль, отразить в нем современные события пока не удавалось. Еще не были найдены особенности музыкального языка, в которых получили бы свое отражение пульс современной жизни, характерные ритмы, интонации. Не было той палитры красок, которыми должен свободно располагать художник для того, чтобы создать глубоко современное произведение.
«...начать всегда трудно,—замечает Б. В. Асафьев,—ибо у инициаторов новых художественных устремлений еще нет под руками того, что называется рутинной техникой, и потому многого, — и именно, что еще непривычно, не можешь высказать» *.
Большую помощь в задаче возрождения героического стиля оперного спектакля, а только такой спектакль мог быть созвучен величию современных событий, и показа новых, советских людей, типических характеров, сформированных Октябрьской революцией и новой социалистической эпохой, советской музыке оказали постоянные направляющие указания партии и правительства. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 году, ликвидировавшее «диктатуру» РАПМа, выправило путь советского оперного искусства.
К тридцатым годам советское оперное искусство проходит сложный путь развития, накопления опыта, что приводит в предвоенное десятилетие к появлению зрелых советских опер, являющихся заметными вехами в развитии оперного искусства.
Оперный театр и исполнительское искусство
Надо сказать, что русский оперный театр пришел к Октябрю, обладая крупнейшими исполнительскими силами и неся большую музыкальную, вокальную и сценическую культуру. К этому периоду относится зенит творчества таких замечательных русских певцов, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов, В. Петров, И. Тартаков. Уже расцвело мастерство выдающихся певцов и певиц: К- Держинской, Е. Степановой, Н. Обуховой, Е. Катульской, В. Барсовой, С. Мигая, Г. Пирогова, Л. Савранского, Н. Озерова.
Московская и Петербургская императорские оперы, театр
1 Б. Д. са ф ь е в. Опера. Указ. изд., стр. 57.
Зимина, Театр музыкальной драмы и крупнейшие оперные театры периферии, например, в Киеве, Одессе, Тбилиси — имеют высококвалифицированные оперные труппы, музыкальное руководство которыми осуществляют замечательные музыканты—-В. Сук, У. Авранек, Э. Купер, И. Альтани, Н. Голованов и другие. Режиссерское искусство в русской опере представлено именами В. Шкафера, П. Оленина, П. Мельникова, Ф. Ком.иссар-жевокого, В. Лосского, И. Лапицкого, Ф. Шаляпина, В. Мейерхольда, А. Бенуа.
Реалистические традиции русской оперной классики и крепкий, художественно зрелый основной состав крупнейших оперных трупп помогают опере не растерять своих исполнительских традиций, своего мастерства во времена модернистических увлечений, которые характерны для первых двух десятилетий XX века во всем мире и в частности в России. Модернистические влияния, ставшие особенно сильными в эпоху реакции после революции 1905 года, не смогли пустить прочных корней на русской оперной сцене. Хотя искания такого рода имели место, например, в Театре музыкальной драмы, где классику старались осовременить, не считаясь с партитурой автора, но они не привились. И на императорской сцене крупнейшие мастера русской национальной школы тения, всегда прочно стоявшие на позициях реализма, впитавшие его всем своим существом, активно сопротивлялись попыткам модернистической трактовки классических опер. Например, известна та оппозиция, с которой отнесся талантливый и чуткий ко всему новому И. Ершов, к формалистическим увлечениям В. Э. Мейерхольда в .постановке оперы. Стиль оперных постановок того времени остается реалистическим, верным традициям русской оперы и русского драматического театра. Репертуар русских оперных театров предреволюционных лет по-прежнему в основном составляют русские классические оперы и лучшие образцы зарубежных опер, в том числе музыкальные драмы Р. Вагнера. Наряду с этим включаются в репертуар оперы К- Дебюсси «Пеллеас и Ме-лизанда» и Рихарда Штрауса. Однако основным, формирующим исполнительский стиль началом является русская и зарубежная классика, на которой и воспитывается оперная молодежь. Этот традиционный оперный репертуар остается на сцене советского оперного театра в первые годы после Октябрьской революции.
«Наследие русской оперной классики, которое оставалось здоровой основой репертуара, определяло собой все то лучшее, прогрессивное, те здоровые артистические искания, какие были гордостью русской оперной школы и на какие могла в известной мере опираться наша оперная традиция. Великие оперные произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Рим-ского-Корсакова, утвердившие силу и своеобразие русской оперной школы в различных жанрах не только продолжали
воспитывать русских артистов (разрядка моя.— Л. Д.), но и укрепляли .и расширяли прогрессивную, оплодотворяющую силу русского искусства за рубежом» 1.
Оперному театру в сильнейшей степени свойственна сила традиции, которая может превратиться и в рутину, сковывающую новые прогрессивные тенденции развития искусства. С другой стороны традиция и некоторая косность, инертность оперы помогает ей быть устойчивой к переходящим влияниям моды, к мелководным течениям в искусстве. Эти качества в известной степени помогли оперному театру преодолеть целый ряд отрицательных влияний, которые на него оказывали в двадцатые годы последовательно Пролеткульт, АСМ и РАПМ. Пусть, как справедливо отмечает Б. В. Асафьев, академические театры первой половины двадцатых годов живут займами из прошлого, бед надежды на свежую струю, на возрождение и на планомерность в выполнении художественных заданий. На репертуаре этих лет, состоявшем почти исключительно из произведений русской и западноевропейской классической оперы и популярных оперы Массне, Делиба, Пуччини, Леонкавалло вырастает плеяда замечательных певцов, которые осуществляют мост преемственности между русской .и советской школами пения. Это живое связующее звено сыграло важнейшую роль <в формировании поколения молодых советских певцов.
Крупнейший оперный театр страны—Большой театр, остающийся традиционным в отношении своего репертуара активно сопротивляется попыткам навязать ему постановки новых западных опер, бережно хранит певческие традиции. В своей докладной записке Главреперткому в 1927 году, режиссура театра писала, что она не может принять к постановке предложенные новые западные оперы, так как «... упомянутые немногие оперы не дают певцам возможности применить пение в буквальном и исчерпывающем смысле слова. Принципы «атональности», «речитативности» и ряд новых архитектонических приемов .исключают возможность удовлетворения как производственной массы, так и масс, воспринимающих вокальное творчество. Оперный театр — прежде всего театр для пения, и произвести в нем насильственный поворот от классического искусства к новым горизонтам — значит обескровить его»2. Чутко и осторожно обновляя свой репертуар, Большой театр в эти годы ставит выдающуюся оперу С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и оперу «Декабристы» В. Золотарева. К постановке других опер советских композиторов он приходит в тридцатых годах, когда они обретают достаточную зрелость.
' В. Ф е р м а н. Оперный театр, стр. 310.
2 Цит. по кн. А. Г о з е н п у д. Русский советский оперный театр, стр. 105.
Одной из трудностей в создании новой советской оперы было еще то, что театры сопротивлялись постановкам иовых, обычно еще незрелых опер, носивших «поисковый» характер. Композиторы же не могли работать без надежды увидеть свою оперу поставленной. Зрелые оперы не могли появиться сразу. Нужно было широ открыть двери новому советскому репертуару в существовавших в то время театрах и организовать новые, основной целью которых было бы воплощение советских опер.
В Москве из старых театров новые оперы ставил театр С. Зимина, который под разными названиями существовал до 1924 года, после чего сделался филиалом Большого театра. В Ленинграде большинство постановок новых опер осуществлял Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), а также и Государственный театр, оперы и балета (ГОТОВ, впоследствии им. С. М. Кирова).
В. Ферман так пишет о задачах театра того периода: «Уничтожить все, что мешало движению оперного искусства вперед, но бережно сохранить прекрасное наследие великих оперных композиторов-классиков и лучшие традиции всей русской опер-но-исполнительской школы — такова была труднейшая задача, стоявшая перед Советами в первые годы революции»1.
Нужно было готовить кадры таких певцов, которые отвечали бы задачам советского оперного театра, и найти организационные формы, которые помогали бы развитию оперного жанра. Такой формой явились оперные студии. Б. Асафьев писал: «...со времени Октябрьской революции вошли в сознание лучших представителей Большого театра идеи безусловно назревшей реформы оперного исполнительства и необходимости организации оперной студии. Тем самым вполне естественным был факт сближения творческих сил театра с великим Станиславским»2. Если прежде многие талантливые русские оперные певцы становились синтетическими артистами-реалистами, следуя по преемственности высоким образцам искусства своих предшественников, то в новое время встала задача массовой подготовки таких певцов.
Надо было готовить кадры «поющих актеров», и К. С. Станиславский, приглашенный в Большой театр в 1918 году, начинает работу с молодыми артистами театра. Потом, после отделения студии от театра — с большой группой студийной молодежи.
«Опер:ный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, то есть вокальным, музыкальным и сценическим... Все три искусства... должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воз-
1 В. Ф е р м а н. Оперный театр, стр. 311.
2 Б. Асафьев, Большой театр. В сборнике «Государственный Акаде
мический большой театр СССР». М., изд. ГАБТ, 1947, стр. 104.
действовать на зрителя, а другое — мешать воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое»1.
Эти слова К- Станиславского лежат в основе его деятельности по воспитанию молодых оперных певцов. Идея соединения всех трех искусств и направления их к общей цели создания реалистических образов, идущая от лучших традиций русского оперного исполнительского стиля, становится руководящей в деле воспитания молодого поколения оперных артистов нашей страны.
Если в первые годы Советской власти академические театры были в значительной мере рутинны и традиционны, то новые веяния нашли свое выражение в организации ряда студий и театров, во главе которых стояли передовые режиссеры и музыканты.
Такими театрами, которые были призваны обновить оперный жанр, развивать его дальше и служить своего рода экспериментальной базой для сценического воплощения новых советских опер, прежде всего явились Малый оперный театр в Ленинграде и музыкальные театры-студии в Москве, которые возглавили одну К. С. Станиславский, вторую — В. И. Немирович-Данченко.
Эти «экспериментальные» театры начали свою творческую жизнь с нового прочтения ранее созданных образцов оперного и оперетточного жанра. Малые оперные формы и оперетта явились теми наиболее доступными, демократическими вокальными формами театральных представлений, с которыми они познакомили нового слушателя. Малый оперный театр последовательно ставит ряд оперетт и комических опер. Испытывая на себе большое влияние современной музыки запада и, находясь под большим влиянием АСМ, он ставит ряд опер композиторов-модернистов, в частности, атональных опер Кшенека, весьма модных в ту пору. Одновременно он отдает дань и русской классической опере, однако с 1925 по 1929 год ставит лишь одну классическую оперу, отдавая все свое внимание современной музыке. В 1925 году МАЛЕГОТ ставит первую советскую героическую оперу «За Красный Петроград» Гладковского и Пруссака, чем кладет начало постановке серии советских опер, которые он последовательно осуществляет на протяжении всего своего существования.
В 1919 году В. И. Немирович-Данченко организовал при Московском Художественном театре Музыкальную студию, которая в 1926 году была реорганизована в музыкальный театр.
Студия, а затем Театр В. И. Немировича-Данченко создает замечательные, новаторские, яркие спектакли, по-новому интерпретируя классические оперетты: «Дочь Анго» Лекока, «Пе-
1 К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве, стр. 523.
риколу» Оффенбаха, «Корневильские колокола» Планкетта, ставит «Карменситу и Солдата» («Кармен») Визе, «Девушку из предместья» Де-Фалья. Этот театр также отдает некоторую дань западному модернизму, ставя Кшёнека. Здесь получает свое сценическое воплощение опера Шостаковича «Нос», произведение спорное, противоречащее всем привычным оперным закономерностям. К советской тематике театр приходит только в 1930 году, поставив «Северный ветер» Л. Книппера. В тридцатых годах советская тематика уже занимает почетное место в репертуаре этого театра.
Оперная студия им. К- С. Станиславского возникла в 1924 году в результате реорганизации Оперной студии Большого театра, в которой с 1918 года Станиславский руководил воспитанием молодых певцов на принципах своей системы. Многие известные певцы получили свое артистическое воспитание в этой студии: Н. Озеров, Е. Степанова, Ф. Павловский, С. Мигай, К. Антарова, Н. Печковский, А. Алексеев, С. Лемешев и др.
В 1926 году на базе Оперной студии организуется театр-студия, которая в 1928 году превращается в Оперный театр им. К. С. Станиславского. Театр-студия им. К- С. Станиславского начала свою деятельность с осуществления постановок классических опер. Впервые к постановке оперных спектаклей были применены режиссерские принципы Станиславского. Классические оперы получают новое воплощение в руках этого новатора сцены. Осуществив серию замечательных спектаклей и вырастив талантливый коллектив артистов, этот театр в 30-х годах приходит к советской опере, поставив «Дарвазское ущелье» Л. Степанова, «Семена Котко» С. Прокофьева» и «Станционного смотрителя» В. Крюкова.
В двадцатые годы еще поют замечательные артисты старшего поколения А. Нежданова и Л. Собинов, в полном расцвете находится искусство певцов, деятельность которых началась еще в дореволюционные годы, и вырастает плеяда молодых артистов, формирующаяся в новое время. Эти певцы воспитываются как артисты нового советского оперного театра, для которых идейность, реализм, социальная направленность образов являются основой творчества. Развивая вокально-техническое мастерство, они раскрывают и свои драматические способности, используя достижение русского драматического искусства — систему Станиславского. Все это вместе служит задаче создания реалистических образов.
Социальная направленность искусства советских оперных певцов находит свое выражение не только при создании образов новых оперных спектаклей революционного плана, но и в переосмыслении образов классических опер. Молодое поколение оперных певцов формируется, отчетливо понимая воспитательное значение искусства, силу его воздействия
на развитие эстетического мировоззрения масс слушателей, на их духовный облик.
Характерными чертами певцов этого периода является преемственность лучших традиций артистов старшего поколения и новое отношение к задачам искусства, идущее от советского общественного строя.
Развитие камерно-концертного пения
Совершенно новое место в советское время заняло камерно-концертное пение. Перед концертными организациями встала задача музыкального развития народа посредством широкой пропаганды музыки. Пение — наиболее демократический, доходчивый вид музыкального искусства, поэтому распространению камерно-концертного жанра уделялось большое внимание.
В д о р ево л юц ион н ое время камерное пение занимало весьма скромное место. Как правило, лишь узкие круги слушателей в гостиных и салонах могли слушать камерную музыку. Это тонкое искусство не имело широкого доступа к большой аудитории. Только крупные певцы позволяли себе организовывать открытые камерные концерты на больших сценических площадках. Обычно такие концерты устраивались частной антрепризой и охватывали только большие города. Часто исполнители на свои деньги, заработанные педагогикой или пением в опере, снимали зал, чтобы дать концерт камерной музыки. Естественно, что это было под силу не многим. Иногда деньги давал какой-нибудь меценат или фортепианный фабрикант с целью рекламы своего инструмента.
В соответствии с этим и консерватории мало уделяли внимания камерному пению. Певцы формировались прежде всего как оперные исполнители, способные петь ходовой репертуар. А. Л. Доливо, характеризуя музыкальное развитие певцов в дореволюционных консерваториях, пишет, что «...слово «певец» в консерватории было символом музыкального и художественного недоросля», что «...только немногие педагоги, как, например, Мазетти в Москве и Ирецкая в Петербурге, занимались развитием музыкальности и артистичности у своих питомцев». Как правило, педагоги сами были как музыканты весьма ограниченны, и поэтому «...подавляющее большинство оканчивающих консерваторию певцов было невежественным в музыкальном отношении» *.
Только немногие, высокоталантливые молодые певцы, обладавшие достаточно хорошим музыкальным развитием и общей
'А. Доливо. Подготовка концертных и камерных певцов. Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. М., Музгиз, 1941, стр. 133.
культурой, преодолевая рутину вокальных классов консерваторий, включали в программы своих выступлений романсы и песни. Выдающиеся русские оперные певцы обычно включали в программы своих концертов довольно ограниченный круг камерных произведений, которые пелись как дополнение к оперным ариям. Тонким исполнением камерных произведений отличалось творчество А. Неждановой, Л. Собинова, Ф. Шаляпина, Н. Забелы-Врубель, В. Касторского, И. Тарггакова, М. Дейши-Сионицкой, И. Ершова и еще некоторых выдающихся певцов-музыкантов. Большую роль в распространении камерной вокаль- 1 ной музыки в начале этого века играл «Кружок любителей русской музыки» (1896—1912), организованный А. и М. Керзиными. 1 В этом кружке принимали деятельное участие певцы Л. Соби- 1 нов, М. Дейша-Сионицкая, И. Грызунов и др. Концерты участников кружка знакомили аудиторию с произведениями русских композиторов и отличались высокой музыкально-исполнительской культурой.
Певцы, посвятившие себя только камерному пению, были совсем немногочисленны. Среди них надо выделить М. Олени-ну-д'Алыейм, Зою Лодий, которые проявили себя как высокоодаренные музыканты, снискавшие себе любовь и популярность русской публики. Их искусство познакомило слушателей с большим кругом камерных произведений отечественной и зарубежной классики.
М. Оленина-д'Алыейм, меццо-сопрано, ученица А. Молас и
Ю. Платоновой, одна из первых отважилась петь целые концер
ты, посвященные камерному творчеству классиков. Ц. А. Кюи
пишет о ее выступлении в 1901 году в Петербурге: «Оригиналь
ность ее заключается в следующем: во-первых, она дает кон
церты одна, без пособия пианистов, скрипачей, виолончелистов,
и таким образом получаются настоящие романсные вечера, без ;|
посторонних примесей. I
Во-вторых, на этих вечерах она исполняет целые группы романсов одного и того же автора. Так, вчера она исполнила 8 романсов Шумана и 10 Мусоргского, вследствие чего получилась цельность впечатления и возможность многосторонней оценки
автора.
В-третьих, г-жа Оленина все поет наизусть...
В-четвертых, г-жа Оленина артистка убежденная, она не идет 1
за публикой, не гоняется за успехом, не подлаживается под eel
вкусы; она поет то, что она ценит, что ей дорого, и в пропаганде 1
любимой музыки она проявляет замечательную самостоятель-1
ность и смелость. Достаточно сказать — horribile dictu (страшно!
сказать — лат. —Л. Д.)—она поет Мусоргского!..»1. ■
Из этой цитаты ясно, что концерты из романсов, посвященные какому-либо автору, — являлись событием, из ряда вон вы-]
Газета «Россия» № 352, 1901, 18 декабря.
ходящим, что пение произведений наизусть, концерт без антуража были событием, которое обращало на себя внимание, а исполнение новых, малоизвестных произведений (Мусоргского) — большой смелостью.
То, что в наше время является естественным, в те времена расценивалось как оригинальное и выдающееся событие. Однако для того чтобы прийти к современному уровню исполнительской культуры, камерное искусство прошло сложный путь развития.
Оленина-д'Алыейм, не обладая выдающимся голосом, покоряла слушателей необыкновенно впечатляющим исполнением произведений Шуберта, Шумана, Бетховена и русской классики, особенно Мусоргского. Она умела заставить публику слушать сложные и тонкие произведения Мусоргского, раскрывала перед ней высокие музыкальные красоты его камерных сочинений, увлекала слушателя, вела за собой в новый мир прекрасной музыки. Как истинно русская певица, Оленина-д'Алыейм обладала даром перевоплощения и замечательным мастерством создавать образы красками голоса. С целью пропаганды камерного творчества композиторов певица и ее муж Пьер д'Алыейм в 1908 году организовали «Дом песни».
Другая замечательная русская камерная певица, Зоя Лодий, начала свою конпертную деятельность в 1912 году. Если талант М. Олениной-д'Алыейм больше лежал в сфере драматического пения, то в даровании Зои Лодий преобладало лирическое начало. 3. Лодий были подвластны произведения всех эпох и стилей. Замечательно удавались ей произведения старинных композиторов запада, романсы Шуберта и Шумана. Основное место в ее необъятных по широте творческого диапазона программах составляли произведения русских композиторов. Особенно впечатляло исполнение ею романсов П. Булахова, А. Гурилева, А. Варламова, а также М. Глинки и А. Даргомыжского. Ее искусство, необычайно тонкое, возвышенное легко проникало в сердца слушателей как изысканной аудитории меломанов, так и массового слушателя. Искусство 3. Лодий шло «от сердца к сердцу». Голос Зои Лодий, сопрано, не обладал большой силой, но был необычайно полетный, выразительный, всегда одухотворенный глубоким чувством. Звук ее голоса сравнивали со скрипкой Страдивариуса, настолько он был чист, богат тембровым содержанием, настолько много он умел говорить слушателю.
«Достаточно было посетить хотя бы один вечер ее песни, чтобы понять и почувствовать, что перед вами выступает большая актриса с голосом, напоминающим звук «Страдивария», актриса, которая в своем исполнительском творчестве поднялась на ту вершину перевоплощения, где стираются грани между искусством художника и правдой рожденного им образа... Очарование его (голоса.—Л. Д.) прокладывало себе дорогу к каждой душе, заражая и овладевая ею. Зоя Лодий лепила свои образы,
как великий художник, до конца зримые со всеми живыми деталями и отношениями. Она преображалась то в пастушку, то в шестнадцатилетнюю девушку, то увлекала вас с собой в мир детских переживаний... ее талант все освещал каким-то трепетным светом жизни. Выразительность слова, красочность интонаций и какая-то искрящаяся мимика — были поистине удивительны» *.
Зоя Лодий — крупнейший певец-художник в камерном жанре, расцвет творчества которого наступил уже после Октябрьской революции. Ее искусство донесло нашему поколению заветы композиторов «Могучей кучки», воспринятые ею у отца П. А. Лодия. П. А. Лодий был близок с кучкистами и сам был отличным певцом2.
После Великой Октябрьской социалистической революции как чисто камерное искусство, так и камерно-концертный жанр получают государственную поддержку и широчайшее распространение. Концертные залы и эстрада с первых дней нового времени открывают свои двери для этих видов вокального искусства. Мост преемственности осуществляют лучшие русские певцы. В двадцатые годы еще дают свои концерты Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Тартаков, И. Ершов и другие оперные певцы старшего поколения. Камерное искусство этих лет представлено именами К- Н. Дорлиак, Зои Лодий. Начинает свою выдающуюся деятельность камерного певца А. Л. Доливо. С сольными программами камерных произведений выступают: Н. Г. Райский, В. И. Садовников; позднее — В. Духовская,
Е. Андреева-Рябова.
А. Л. Доливо, крупнейший камерный певец, музыкант-художник, отличавшийся широчайшей эрудицией в музыкальном искусстве, оказал большое влияние на развитие камерного жанра. Его концерты, посвященные музыкантам различных стран и эпох, были «музыкальными университетами» для слушателей. А. Л. Доливо был большим мастером в области этнографического пения, замечательно владея стилем исполнения русских былин. Выступая с крупнейшими музыкантами, такими, как М. Мирзоева, М. Гринберг, он показал образцы художественного ансамблевого исполнения. В течение долгих лет возглавляя класс камерного пения в Московской консерватории, он оказал большое влияние на формирование эстетических вкусов и музыкального мировоззрения большой плеяды молодых советских
певцов.
Со второй половины двадцатых годов, в связи с развитием радиовещания, камерное искусство делается достоянием самых широких слоев народа, и радиопевцы становятся в а ж-
1 П Ко г а и. Зоя Лодий. Изд. Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 1956, стр. 12—14.
°ГдедЗои Лоди! Хп: Лодий -певец, ученик М. И. Глинки. |
Г тт о _ __ ТТ___ » Л ГТ Плпмп ___ ПРРШТТ АГЦРИИК' /W
нейшими пропагандистами романсового творчества. Их воздействие на воспитание музыкального вкуса широких масс становится одним из главных факторов повышения музыкальной культуры народа.
С этого времени появляется новый тип певца — « р а д и о п е в е ц», характеризующийся не столько масштабами голоса, сколько большой музыкальной культурой, способного охватывать большой, постоянно меняющийся репертуар, чувством ансамбля. Радиопевец-—исполнитель широкого профиля, способный петь и оперу, и романс, и песню. Многих радиопевцов можно причислить к разряду первоклассных камерных исполнителей.
Значение самодеятельности
Приобщение всего народа к достижениям музыкальной культуры уже |В первые годы советской власти носит организованный характер. Организация самодеятельности, самого массового вида музыкально-просветительской работы, охватывала все уголки нашей необъятной страны. Это в большой степени способствовало поднятию культурного уровня народа и послужило важнейшим средством выдвижения талантливой молодежи для профессионального обучения. Самодеятельность — это неисчерпаемый источник, которым питается профессиональное искусство. Большое число известных певцов настоящего времени обязано своим первоначальным развитием и выдвижением самодеятельности. Среди певцов, выдвинутых самодеятельностью в двадцатые годы, следует назвать С. Лемешева, И. Козловского, тридцатых — сороковых годов — В. Борисенко, Л. Масленникову, Е. Смоленскую, И. Петрова, В. Фирсову, А. Огнивцева, И. Архипову, В. Левко и других. Не будет ошибкой сказать, что подавляющее большинство современных певцов начинало певческую деятельность с участия в самодеятельности.
Исключительно большую роль в подготовке будущих профессиональных кадров сыграла самодеятельность национальных республик, особенно там, где профессионального искусства до революции не существовало вовсе. Малые угнетенные народности, искусство которых существовало только в форме народных песен и игры на народных музыкальных инструментах, передаваемых по традиции из поколения в поколение, получили возможность создавать свою профессиональную музыкальную культуру.
Одним из первых и главных моментов в этом процессе было создание широкой системы самодеятельного искусства, которое послужило базой для выявления наиболее одаренных народных певцов-сказителей, инструменталистов. Обычный путь формиро-
вания певца из таких народностей — это: пение в самодеятельности, выдвижение на смотре, профессиональное обучение в одной из консерваторий Советского Союза или училище, и затем — профессиональная работа. Таков же был путь национальных композиторов и инструменталистов.
Но не только отдельные артистические дарования развивались и становились на профессиональную дорогу через самодеятельность. Целые коллективы из самодеятельных превращаются в профессиональные. Таков путь многих самодеятельных хоров, многих драматических самодеятельных коллективов, превратившихся затем в театры-студии или просто в профессиональные
театры.
Характерным для процесса зарождения национального оперного исполнительского искусства различных народностей и национальных республик является его возникновение на основе труппы драматического театра. Как правило, национальные драматические театры включают в свои постановки в большом количестве национальные песни и пляски. На этом материале воспитывается коллектив профессионалов, инструменталистов и вокалистов, который затем выделяется в. особую группу. Эта группа ставит вначале оперы с речитативами или музыкальные комедии, после чего, обретя зрелость, принимается за освоение серьезной оперы, классической или своей национальной, если к тому времени она уже успела образоваться.
Таким образом, самодеятельность служит главным источником, питающим профессиональное искусство. И если в двадцатые годы оно еще не успевает дать зрелых плодов, то результаты его развития ярко сказываются в искусстве тридцатых годов и последующего периода, когда наблюдается бурный расцвет всех видов музыкального творчества. Достижения музыкального искусства тридцатых годов являются результатом той большой работы по музыкальному воспитанию народа, основы которого были заложены в предшествующее десятилетие.
Филармонии
К двадцатым годам относится возобновление филармонической деятельности. Создание филармоний, государственных учреждений, призванных осуществлять концертную работу среди населения, началось с организации в ,1925 году филармонии в.
Москве.
Основная задача филармоний заключалась в приобщении широких масс слушателей к музыкальной культуре путем пропаганды лучших произведений классической и современной музыки. Филармонии используют для своей работы как концертные
залы, так и клубные площадки в городе и на селе. В последующие годы филармонии были организованы во многих городах Союза, что в высокой степени способствовало поднятию уровня музыкальной культуры народа. В настоящее время существует около 130 филармоний. Они есть в самых отдаленных уголках нашей страны. Все они имеют собственные кадры солистов музыкантов-исполнителей, певцов, а многие в постоянном штате содержат ансамбли, хоры, оркестры и т. п.