Организационно-хозяйственный час

Ваш отряд, уже дружный и веселый, пришел к месту своего дальнейшего проживания. Подумайте, куда удобнее поселить девочек, а куда - мальчиков. Пусть ребята сами решают, кто с кем поселится в одну палату, но следите, чтобы не было обиженных. Первые ссоры начинаются при расселении. Поэтому не стоит все пускать на самотек . После того как все расселились по палатам, но прежде, чем они начнут распаковывать свои вещи, необходимо собрать ребят на отрядном месте и рассказать о требованиях по уборке палат, что где должно храниться, как правильно застилать кровать (это лучше показать). Затем раздайте им постельное белье и, сообщив время следующего сбора, ждите приглашения в гости. На размещение им хватит часа, за это время вы сможете обойти все палаты, проверить, как ребята устроились.

Итак, дети в отряде. Вы приветливо встречаете остальных детей, отмечаете их в своем списке, отвечаете на последние вопросы родителей. Чтобы ребята не скучали, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы это уже не наверстаете. Не надо спрашивать детей: "Вы хотите играть?" Велика вероятность, что в ответ вы услышите: "Нет!" Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если "умело их "завести".

Вот несколько таких игр. - Ребята, сейчас мы с вами будет знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя. По команде дети кричат свои имена, вы комментируете, какие имена вы расслышали, "Кричалки" очень раскрепощают детей. - Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку - радио умолкает. Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения. Например, спойте "Сердце красавицы" .

Есть аналогичная игра "Летит, летит, по небу шар", которую многие из вас знают с детства. Главное -играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно. Чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие. В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты.

ЗАДАЧИ ОРГПЕРИОДА

Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, в которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше если это будет небольшое, на час, творческое КТД. Например:

- Сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету. В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

Задания могут быть такими:

1. Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую (5 мин .).

2. Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) (5 мин .).

3. Сочинить стихотворение - девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета летит комета или метеорит (7-8 мин).

4. Восстановить записи борт-журнала (каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, "И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу." Второй команде: "И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." И т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин .).

5. "Невесомость ' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затеют ступнями, коленям и , подбородкам и . Если мячик упал -виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.

6. Мы прилетели на другую планету и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин .).

Дальше - подведение итогов. Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно же, работы должно хватить для всех. После ужина проведи те с ребятами " Огонек знакомств". О нем - отдельно. Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным. Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обмороки успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

Наши рекомендации