Вопрос 1. История возникновения, сущность и принципы модульного обучения

Технология модульного обучения

Вопросы

1. История возникновения, сущность и принципы модульного обучения

2. Методы развития творческих способностей учащихся

Литература

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994. — 237 с.

Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. Чч. I—II. — Рига: «Знание», 1977. — 95 с.

Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Ч. 1. — Минск, 1995. — 240 с.

Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система. - Материалы диссертации канд. пед. наук / С. В. Рудницкая. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1996. - 213 с.

Суворова Г. М. Модульное обучение как технология / Г. М. Суворова // Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания. - http://dlc-gw.edu.yar.ru - от 5 февраля 2003.

Вопрос 1. История возникновения, сущность и принципы модульного обучения

Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.

Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:

– направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;

– негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;

– несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

– отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности, что исключает подготовку по отдельным дисциплинам и предметам.

В основе построения модульных учебных программ находится конкретное производственное задание, которое составляет суть каждой конкретной работы. В обобщенном виде их комплекс составляет содержание специальности или профессии. Термин «задание» в данном случае изменен на новый - «модульный блок».

Модуль – функциональный узел.

Под модульным обучением понимается реализация процесса обучения путем разделения содержания его на модули.

Структура модуля состоит из совокупности следующих элементов: цели, содержания, методического руководства по достижению цели обучения.

Модульное обучение обеспечивает

- вариативность программ;

- индивидуализацию образовательного процесса;

- обучение практической деятельности и контроль успешности обучения.

Принципы модульного обучения

1. Целенаправленности. Содержание обучения представляется в виде самостоятельных модулей, освоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель определяет не только объем содержание, но и степень его сложности. При этом ученик получает методические рекомендации по самостоятельному изучению модуля.

2. Индивидуализации. Модульное обучение способствует индивидуализации процесса обучения.

3. Самостоятельности. Ученик учится максимум времени самостоятельно.

Цель модульного обучения. – развитие самостоятельности учащихся.

Исходные научные идеи.

1. Модульное обучение базируется на деятельном принципе: учебное содержание усваивается, когда оно становиться предметом активных действий учащегося (самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс).

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя, то он находится в зоне ближайшего развития. Это способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам – один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития.

3. В основе модульного обучения лежит технология программированного обучения. Пошаговый характер учения, регулярная сверка промежуточных результатов обучения, самоконтроль и взаимоконтроль.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения – достижения наилучшего результата с наименьшими затратами времени, энергии и средств.

Вопрос 2. Содержание модульного обучения

В основе отбора содержания – принцип системности. Учитываются возрастные и временные возможности учащегося.

Весь учебный материал делится на модули, модули, в свою очередь, на модульные единицы, а модульные единицы разбиваются на модульные элементы. Так, получаем взаимосвязанную цепочку учебной информации.

Процесс конструирования программы осуществляется по следующему алгоритму.

1. Начальное обобщенное представление о теме.

2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий оп теме.

3. Проектирование и организация практической деятельности учащихся.

Технологическая карта содержания модуля

Ведущие знания Второ степенные знания Сопутств ующие зания Трудно усва иваемые темы Внутри пердметные связи Межпредметные связи Пути преодоления затруднений
             

Наши рекомендации