В науке о развитии ребенка
Вопрос об учителе - это основной вопрос педагогики и дидактики. Ведь то, что волнуясь и струясь живет в детях, проникает в их сердца и волю, и, далее, в мышление, - живет в них, просто потому, что еще прежде это живет в учителе, когда он со своим особым темпераментом, своим особым характером, своим особым душевным складом находится рядом.
Детство делится на три явно различимые эпохи.
Первая эпоха начинается от рождения ребенка и оканчивается сменой зубов. Вступая в физический чувственный мир, физическое тело человек получает от родителей. Душевно-духовная часть человека, соединяющаяся с тем, что переходит от отца и матери, нисходит с духовно-душевного мира. Находясь в духовном мире, она прошла через определенного рода переживания, и в первые годы жизни сначала слабо связана с физической телесностью.
До смены зубов ребенок в целом представляет собой как орган чувств. В его организме струятся, звучат, резонируют впечатления окружающего мира, которые он вбирает в себя. От рождения до смены зубов человек выступает как чисто подражающее существо. Мы замечаем, как ребенок отзывается на каждое наше движение, как за каждым движением руки, за каждой переменой выражения лица, за каждым взглядом он чувствует то духовное, что несет в себе взрослый человек. Так мы видим, как из наследованной модели в течение первых семи лет формируется индивидуальное.
Восприятие ребенка в это время можно было бы назвать природно-религиозным, что означает благоговейное восприятие природы ребенком, когда он является его частью. Он отдается природе не душой, но кровообращением, дыханием, питанием. Так воспитание становится своего рода пробуждением к жизни человека, а сам воспитатель является проводником. Методику воспитания необходимо строить, основываясь не на интеллектуальном или рассудочном подходе, а на одушевленном.
Вторая эпоха длится от начала смены молочных зубов до наступления половой зрелости (пубертета). Подобно тому, как в первую эпоху жизни человек завоевывает себе второе тело при помощи того, что воплощается в его индивидуальности из чисто духовного существования между смертью и новым рождением, так во вторую эпоху происходит борьба между влияниями внешнего мира и тем, что человек хочет нести в себе как свою индивидуальность.
Влияние внешнего мира делается сильней, но и человек укрепляется внутренне; он уже не напоминает орган чувств, чувственное восприятие локализуется более на поверхности, на периферии. Органы чувств обретают самостоятельность. Новые отношения человека к миру можно назвать художественным восприятием жизни.
Ребенок испытывает потребность претворять приходящее извне в образы - он является художником. Поскольку ребенок стремится получить все знания о мире в виде художественных образов, постольку и педагог также должен быть творческой личностью, художником. И это требование является непременным условием искусства воспитания.
Художественно строить преподавание - вот к чему следует стремиться современной педагогике, и для этого преподавателю нужен артистизм, художественный элемент.
Когда ребенка в этом возрасте слишком нагружают интеллектуально, то на физическом уровне это проявляется в виде нарушения процесса дыхания, достаточно часты заболевания дыхательных путей, астмы. Если преподаватель пытается воздействовать на ребенка, исходя из своей воли, у ребенка развивается слабость органов пищеварения, последствия которой может обнаружить себя в более позднем возрасте.
И то, и другое недопустимо в воспитании: ни преувеличенный интеллектуализм, ни злоупотребление воли. То, что совершается в душе, когда воля учителя мягко переходит в поступки ребенка, и то, когда интеллект смягчается художественным подходом - вот искусство воспитания.
Учитель, воспитатель для ребенка представляет собой то, что ребенок в своем сердце называет истиной, красотой и добром.
Если я как педагог соответствую тому, в чем нуждается ребенок, то в нем постепенно развивается эстетическое чувство по отношению к моральному.
Добро нравится ему благодаря тому, что мы всем свои существом, правильным образом являем для него пример добра. Мы должны поставить воспитание так, чтобы могла развиться естественная потребность находить удовлетворение в добре и отвергать зло. Через учителя ребенок этого возраста воспринимает мир: то, что в мире является добрым и злым, красивым и безобразным, истинным и ложным, то есть развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное.
Третья эпоха: с наступлением половой зрелости до 21 года - социальной зрелости. В ребенке появляется способность к восприятию отвлеченных понятий, способность суждения и независимого разума. Если самостоятельное суждение развивать до пубертета, то ему будет недоставать основания.
Мыслить зрело в состоянии лишь тот, кто усвоил уважительное отношение к мыслям других людей. Не может быть здорового мышления, которое не предварялось бы чувством истины, опирающимся на веру, само собой разумеющиеся авторитеты. Для молодого человека должно быть естественным сначала изучать, а потом выносить суждение. И если до пубертета дети должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой, то после пубертета мы говорим о том, что ребенок переживает могущество логики.
Внутренней склонностью молодого человека становится долг - тогда вся мораль рождается из чисто человеческого начала, когда можно воспользоваться словами Гете:
“Долг там, где мы любим, где мы сами себе повелеваем”.
В жизни все устроено так, что для всего есть свое время, и различные аномалии в жизни возникают от того, что то, что является нормальным для одного возраста, ненормальным образом действует в другом возрасте.
С половой зрелостью человек полностью выходит на связь с внешним миром (в дошкольном возрасте человек полностью эмансипирован в себе, в среднем школьном возрасте он прорабатывает себя через систему дыхания и кровообращения, выходит на свою человеческую периферию).
По сути дела, процесс в духовно-душевном существе, который начинается с половой зрелостью, еще совершенно не имеет отношения к полу ребенка. То, что имеет отношение к полу, развивается лишь тогда, когда человек совершил свой прорыв в мир, то есть когда он вступил во взаимосвязь с миром.
Те силы, которые высвобождаются в это время, можно назвать восприимчивостью к идеальным образам, к фантазии.
С половой зрелостью человек, можно сказать, выброшен из духовно-душевного мира и ввергается во внешний мир, который он может воспринимать лишь своим физическим телом, своим жизненным телом.
Особенно важную роль это играет в подсознании. В подсознании человек сравнивает тот мир, в который выходит, с миром, который он ранее имел в себе. Здесь имеются всевозможные препятствия, имеется желание преодолеть эти препятствия. Здесь мы видим всё то смятение, которое выступает в отношениях между миром и человеком в этом возрасте. Этот мятеж, это смятение должно иметь место, и надо на протяжении всего предшествующего воспитания всматриваться в это смятение, которое должно возникать необходимым образом. Люди якобы желающие добра могут верить, что хорошо, если они избавят человека от этого смятения. Но именно поэтому они станут его злейшими врагами.
Нельзя избавлять человека от этого смятения!
Нужно прежде так организовать воспитание, чтобы оно пришло теперь на помощь внутренней работе духовно-душевного в человеке.
Теперь надо принять, что человек этого возраста являет нам новое существо, которое возникает из его отношения к миру, что чувство авторитета уже не играет никакой роли. Человек, когда ему преподносят что-либо, требует обоснования этого!
Мы должны приучить себя к тому, чтобы выступать против подрастающего юноши или девушки только при наличии к тому оснований. Например, молодой человек бунтует против порядков этого несовершенного мира - нужно постараться без назидательности пояснить, что то, что волнует его сейчас, произошло, в конце концов, из прошлого, из исторического, и обосновать это.
Нужно представлять собой искушенного человека, который полностью понимает, как произошло то в мире, что волнует подростка. Но авторитетом здесь уже ничего не исправишь. Нужно быть искушенным в вещах, что бы быть в состоянии привести для них полноценные основания.
Именно в этом возрасте некоторые выступают против не обоснованного человеком мира содержания, противятся порядкам в мире, которые ощущаются неразумными. Эти порядки воспринимаются молодёжью таким образом: то, чем я жил до сих пор, и пока я не вошел в этот мир, в сущности бессмысленно, всё это ведет меня в мир, который неразумен! Если здесь не происходит встречи с человеком, который мог бы хоть в какой-то степени обосновать разумность мира, то внутренняя буря становится слишком сильной и юноша или девушка теряют внутреннюю опору.